МАГИСТРАЛИ, СОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ РУКАВА, КРАНЫ
Магистрали
Все воздухопроводы подвижного состава делятся на магистрали и отводы от них.
Магистралями, как правило, называют воздухопроводы, проходящие вдоль всего
локомотива или вагона, и оканчивающиеся концевыми или разобщительными кранами с
соединительными рукавами. Ряд магистралей имеет свой сигнальный цвет окраски. На
различных типах подвижного состава в общем случае можно выделить следующие
магистрали:
- напорная магистраль - от компрессора до главных резервуаров;
- питательная магистраль - от главных резервуаров до крана машиниста (синий
цвет);
- тормозная магистраль - от крана машиниста до хвоста поезда (красный цвет);
- магистраль вспомогательного тормоза - за краном вспомогательного тормоза
(желтый цвет);
- импульсная магистраль - от воздухораспределителя до крана вспомогательного
тормоза (черный цвет);
- магистраль синхронизации работы кранов машиниста (зеленый цвет);
- магистраль синхронизации работы компрессоров (на ряде многосекционных
тепловозов).
Управление действием автоматического тормоза и его снабжение сжатым воздухом
производится через тормозную магистраль, которая имеется на каждой единице
подвижного состава. Приведение в действие воздухораспределителя достигается
изменением давление сжатого воздуха в тормозной магистрали (ТМ) краном
машиниста. Такой принцип управления тормозами требует, чтобы тормозная
магистраль имела бы минимальное газодинамическое сопротивление, по возможности
большие площади сечений для прохода воздуха, и минимальный объем отводов.
К тормозной магистрали предъявляются следующие требования: недопустимость резких
переходов и провисания трубопровода с целью исключения скапливания влаги,
отсутствие утечек в местах соединений ТМ, чистота внутренней поверхности
трубопровода (отсутствие окалины, ржавчины, песка), правильный монтаж (прочность
закрепления ТМ) на подвижном составе. С целью повышения герметичности ТМ в
настоящее время используют цельносварные трубопроводы.
Тормозная магистраль, имеет внутренний диаметр 1 1/4" (34,3 мм); радиус изгиба
магистральных труб по средней линии должен быть не менее 500 мм; магистральный
воздухопровод на вагоне должен быть закреплен не менее, чем в семи местах.
Арматура воздухопроводов включает в себя краны и клапаны различного назначения,
соединительные тормозные рукава, воздушные фильтры, пылеловки. тройники,
соединительные муфты, подвески и т.д.
Тормозная магистраль вагона с арматурой представлена на рисунке.
Тормозная магистраль состоит из магистральной трубы 4, концевых кранов 7,
междувагонных соединительных рукавов 8 с головками 9, подвесок 10,
разобщительных кранов 12 для включения и выключения воздухораспределителей,
пылеловки 3 для присоединения к магистральной трубе, отвода 13 к
воздухораспределителю 11, стоп-кранов 2 и соединительных частей: муфт 5,
контргаек 6 и тройников 1. На грузовых вагонах ручки со стоп-кранов сняты.
Соединительные рукава
Соединительные рукава предназначены для объединения воздухопроводов
единиц подвижного состава в поезде в общую тормозную сеть.
Соединительные рукава делятся на разъемные (типа Р1), у которых головки
саморасцепляются при повороте их на определенный угол и при разъединении
вагонов, и неразъемные (типа Р2 и РЗ) с резьбовым соединением.
Разъемные рукава типа Р1 предназначены для соединения воздушных магистралей
смежных единиц подвижного состава. Рукав состоит из резино-тканевой трубки 8, в
которой запрессованы наконечник 7 и головка 4 с гребнем 3 и шпилькой 1. На
расстоянии 8 - 10 мм от торцов трубки устанавливают хомуты 5, стягиваемые
болтами 6. Место соединения двух головок уплотняется резиновым кольцом 2. Срок
годности рукава - 6 лет. уплотнительного кольца - 3 года.
Неразъемные рукава типов Р2 и РЗ служат для сообщения трубопроводов тормозных
цилиндров, расположенных на тележках, с воздухораспределителями, а также
воздухопроводов между кузовами и тележками подвижного состава.
Соединительные рукава усл.№ 452 применяются для соединения между собой
питательных магистралей локомотивов. Для исключения возможности ошибочного
соединения питательной магистрали с тормозной, резино-тканевые трубки этих
рукавов укорочены до 300 мм.
Головки рукавов окрашивают в соответствующие цвета тех магистралей, на которых
они установлены.
Соединительный рукав должен иметь три контрольных обозначения:
- тиснение на резино-тканевой трубке с указанием предприятия-изготовителя,
квартала и года изготовления;
- металлическая пластинка под хомутом наконечника с указанием пункта
комплектования или ремонта рукава и даты;
- бирка с указанием даты и места испытания рукава.
Состояние соединительных рукавов проверяется при всех видах ремонта. Рукава с
протертыми местами или трещинами и надрывами до оголения текстильного слоя,
имеющие внутренние отслоения, а также со сроком службы более 6 лет и не имеющие
клейма даты изготовления заменяются новыми, Протертость и образование сетки
мелких трещин на верхнем слое резины не являются браковочными признаками.
Головки соединительных рукавов осматриваются и проверяются шаблоном. Неисправная
головка заменяется. Зазор между ушками хомута должен быть в пределах 7 - 16 мм
при крепко затянутых болтах.
Соединительные рукава на ТР-2. ТР-3 и капитальных ремонтах локомотивов и МВПС
должны быть испытаны:
- на прочность - гидравлическим давлением 13 кгс/см2 рукава питательной
магистрали; 10 кгс/см2 рукава тормозной магистрали, воздухопроводов тормозных
цилиндров и вспомогательного тормоза локомотива в течение 2 минут;
- на герметичность - пневматическим давлением 8,0 кгс/см2 в течение 3 минут
в водяной ванне.Появление на поверхности резино-тканевой трубки вновь скомплектованных и
бывших в эксплуатации рукавов пузырьков в начале испытания с последующим их
исчезновением браковочным признаком не является.
- на проходимость - визуальный контроль внутреннего состояния рукава.
Краны
Концевой кран усл.№ 190 предназначен для перекрытия тормозной
магистрали по обоим концам, а на тяговом подвижном составе, кроме того, и для
перекрытия питательной магистрали.
Кран состоит из корпуса 1, клапана 2 с отражателем (полусферической
поверхностью) «Б», двух резиновых уплотнительных колец 3, эксцентрикового
кулачка 4, гайки 5 и ручки 6, укрепленной на квадрате кулачка шплинтом 7.
Контргайка 8 служит для уплотнения и крепления тормозного соединительного рукава
на отростке концевого крана.
Для перекрытия крана ручку 6 поворачивают вверх до упора, при этом палец «Б»
перемещает клапан 2 влево и прижимает левое кольцо 3 к седлу штуцера 9. В этом
положении палец «В» проходит за осевую линию примерно на 4° и сжимает левое
уплотнительное кольцо на 3 - 4 мм, вследствие чего клапан 2 запирается.
Контрольное отверстие «А» диаметром 6 мм при закрытом положении крана сообщает
магистраль со стороны соединительного рукава с атмосферой.
В открытом положении ручка крана располагается приблизительно вдоль оси
отростка, а клапан 2 правым уплотнительным кольцом 3 прижимается давлением
сжатого воздуха к седлу в корпусе 1.
На грузовых вагонах концевые краны должны быть установлены под углом 60° к
вертикальной оси. Такой разворот концевого крана способствует улучшению условий
работы соединительных рукавов при движении поезда в кривых участках пути, а
также обеспечивает достаточную высоту головок разъединенных рукавов для
предохранения их от ударов о детали горочных замедлителей при автоматическом
разъединении рукавов на сортировочных горках.
Трехходовой кран усл.№ Э-195 имеет три отростка (А, Б и В) и
атмосферное отверстие «Ат». Ручка крана имеет два положения, при которых два
отростка сообщаются между собой, а третий - с атмосферой. Сжатый воздух
поступает в отросток «А», который сообщается либо с отростком «Б», либо с
отростком «В». Если воздух проходит в отросток «Б», то отросток «В» сообщается с
атмосферой, а если воздух проходит в отросток «В», то отросток «Б» сообщается с
атмосферой.
Трехходовой кран усл.№ 424 отличается от крана усл.№ Э-195 тем, что
не имеет атмосферного отверстия.
Стоп-кран усл.№ 163 служит для экстренной разрядки ТМ при
необходимости немедленной остановки поезда.
Кран имеет корпус 2, в котором находится клапан 5 со стержнем 3 и резиновой
прокладкой 6, закрепленной винтом. Стержень соединен с эксцентриковым кулачком 4
(палец эксцентрикового кулачка входит в вырез стержня), на квадрат которого
насажена ручка 1. В корпус ввернут штуцер 7, при помощи которого кран
устанавливают на отростке ТМ.
При закрытом положении крана ручка находится вдоль оси трубы. Для приведения
крана в действие его ручку поворачивают поперек оси трубы. При этом
поворачивается кулачок 4, поднимая вверх клапан 5, и воздух из ТМ выходит в
атмосферу через отверстия в корпусе крана.
Разобщительный крин усл.№ 372 служит для включения и выключения
воздухораспределителей и имеет два положения ручки: вдоль трубы - кран открыт,
поперек трубы - кран закрыт. В конусной бронзовой пробке крана имеется
атмосферное отверстие «а» для сообщения воздухораспределителя с атмосферой при
закрытом положении крана. Это отверстие сделано для предупреждения
самоторможения выключенного воздухораспределителя в случае пропуска
разобщительного крана.
Разобщительный кран усл.№ 383 служит для включения и
выключения тормозных приборов, по устройству аналогичен крану усл.№ 372, но не
имеет атмосферного отверстия в пробке.
|
Анимация (мультик) по схемам прямодействующего, непрямодействующего тормоза и ЭПТ. Для скачивания проги кликните по картинке
Отличное пособие по новому воздухораспределителю пассажирских вагонов № 242.
С анимацией и дикторским сопровождением. Для скачивания PDF кликните по картике
|