ЕГЭ по русскому языку

ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Web-репетитор pomogala.ru

ЗАДАНИЕ А9

В этом задании приведен небольшой текст (тот же самый, что и для заданий А7, А8),требуется найти грамматическую основу одного (указанного) предложения в этом тексте.

Ощущаем, что нужна небольшая теоретическая подстилка. Что такое грамматическая основа и как её искать?
Грамматическая основа  - это подлежащее + сказуемое. Мама мыла раму. Маша ела кашу. Подлежащее – это главный член в предложении, он обозначает предмет (отвечает на вопросы Кто? Что?), который, собственно говоря, главный герой этого предложения, о нём речь, он совершает какие-то действия. В перовом случае подлежащее Мама, во втором Маша. Подлежащее, чаще всего – имя существительное в именительном падеже. Но, хотя рама и каша – тоже имена существительные, но это не подлежащие, а второстепенные члены предложения (они и не в именительном падеже, а в винительном). Даже если бы Мама мыла Машу (измазавшуюся кашей), то все равно подлежащее Мама, а Маша -  несчастный, страдающий второстепенный член.
Но все не так просто. Частенько встречаются такие подлежащие, про которых сразу так и не скажешь. Не имена существительные в именительном падеже, а совсем даже другие. Рассмотрим - ка их.

  1. Личные местоимения типа я, ты, он, она, они – тоже бывают подлежащими. Например: «Она вышла при всеобщем молчании».
  2. Вопросительные местоимения «Которые тут временные?» «А кто может решить этот вопрос?»
  3. Относительные местоимения «Был тот особенный вечер, который бывает только на Кавказе». «Язык – живая плоть, которая создавалась миллионами поколений».
  4. Неопределенные местоимения «Кое-кто уходил из деревни на заработки»
  5. Отрицательные местоимения «С тех пор уж никто не заговаривал с Татьяной».
  6. Определительные местоимения «Профессионалом может быть каждый». «Этак всякий может петь»
  7. Притяжательные и указательные местоимения «Свои пришли только через час». «Те шепчутся, а те смеются».
  8. А вообще-то подлежащим может быть любая часть речи, употребленная в значении имени существительного. Например ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ «Нередко в жизни драматическое сочетается с комическим». «Нелюбопытные  жар-птицу не ловят». ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ «И идут без имени святого все двенадцать вдаль».
  9. Неопределенная форма глагола, выполняющая функцию называния действия-состояния «Заподозрить Якова Лукича во вредительстве было нелегко». «Угощать Григория было делом совершенно излишним».
  10. В роли подлежащего могут выступать словосочетания, например географические «Северная Америка», название учреждения «Министерство экономики», устойчивые сочетания «железная дорога, сельское хозяйство», фразеологизмы «ахиллесова пята, филькина грамота».
  11. Собирательные существительные «большинство, меньшинство, столько, несколько, тысячи москвичей, трое мужиков,  Полкан с Барбосом, Николай с Денисовым»
  12. Сочетание инфинитива (глагола неопределенной формы) с именной частью речи «Поймать ерша, стать художником».

Да, блин, не мало всего надо упомнить! А еще есть и сказуемые.
Сказуемое – тоже главный член предложения, обозначает признак подлежащего и отвечает на вопрос «Что делает предмет? «Что с ним делается?» «Каков он?» «Кто он такой? «Что он такое?»
Сказуемое бывает глагольное и именное,  простое и составное.

  1. Простое глагольное сказуемое выражено глаголом какого-либо наклонения «Нет, мы с тобой узнали не из сводки большого отступления страду». «Если бы я обладал Вашим талантом, я перевернул бы землю вверх дном». «Папенька, прикажи ему отдать кольцо». Как видите, изъявительное, сослагательное и повелительное наклонения глагола.
  2. К простым также относятся фразеологизмы (хотя они и состоят из нескольких слов), например «вышел из себя, пляшет под чужую дудку, поднял тревогу, без ножа зарезал, из пальца высосал».
  3. К простым относятся сказуемые из двух соединенных глаголов «лежал-полёживал, вот стреляет так стреляет, одет-обут, смотрит не насмотрится, взяла да и вышла, знай себе посмеивается и прочее»
  4. Составное сказуемое состоит из двух глаголов: основного смыслового в неопределенной форме и вспомогательного, поясняющего значение основного. Например: «начал видеть, станет праздновать, умеет плавать, а также - гореть желанием, сделать усилие»

В целом, различных случаев очень много и все их упомнить  - мозги закипят.
Давайте ограничимся названными и перейдем  к выполнению заданий.

Пример А9 – 1. Какие слова (сочетания слов) являются грамматической основой во втором (2) предложе­нии текста или в одной из частей этого предложения?
(1)... (2)Но итальянец Альберто Волкан нашёл способ, как изготавливать бумагу не из дерева, а из яблок. (3)Он пришёл к этой идее, когда подумал, как много целлюлозы со­держится в выбрасываемых отходах. (4)Сейчас А. Волкан уже поставляет несколько видов бумажных изделий для различных учреждений в Италии. (5)А для нужд прави­тельства страны он произвёл шестьдесят тысяч конвертов, семь тысяч блокнотов и шесть тысяч бумажных пакетов. (6) ..., получив поддержку властей, изобретатель за­нимается изготовлением из яблок клея и других изделий.
1) способ изготавливать
2) изготавливать бумагу                                   
3) изготавливать
4) как изготавливать бумагу
Ответ: Здесь вообще то сложное предложение, состоящее из двух. В первом  подлежащее – этот самый итальянец Волкан, а сказуемое – нашел. Во втором в роли подлежащего выступает частица как, а сказуемое изготавливать. Ответ: 3

Пример А9 – 2.
(1)... (2)К такому выводу пришли голландские учёные, протестировав около шестисот человек в возрасте восьмидесяти пяти лет. (З)Оказалось, что среди исследуемых «быстрее соображали» 33% женщин и только 28% мужчин. (4)А хорошую память имели со­ответственно 29 и 11%. (5)По мнению специалистов, столь неодинаковые показатели обусловлены скорее всего биологической разницей между полами. (6)... женщины в пожилом возрасте реже страдают атеросклерозом, а значит, их мозг лучше снабжается кровью. (7)К тому же представительницы слабого пола имеют обычно меньший рост и вес. (8)Сердцу же высоких мужчин труднее накачивать кровь в голову против силы тя­жести, поэтому обменные процессы в их головном мозге замедляются.
Какие слова (сочетания слов) являются грамматической основой в восьмом (8) предложе­нии текста или в одной из частей этого предложения?
1)   процессы замедляются                                 
2)  силы тяжести замедляются
3) накачивать процессы
4) труднее замедляются
Ответ. В первом предложении подлежащее сердцу, сказуемое труднее накачивать. Во втором подлежащее процессы, сказуемое замедляются. Подлежащее + сказуемое = грамматическая основа. Подходит основа второго предложения – процессы замедляются. Ответ: 1

Пример А9 – 3.
(1)... (2)Но, как показали последние исследования учёных, в криках этого животного содержится более ценная информация. (3)«Песней» гиена сообщает сородичам о своём возрасте, иерархическом положении в стае и другие важные «биографические» сведе­ния. (4)... молодые особи заявляют о себе более высокими голосами, а солидные «ма­троны» «поют» на низких октавах.
Какие слова (сочетания слов) являются грамматической основой в четвёртом (4) предло­жении текста или в одной из частей этого предложения?
1)   особи «поют»                                                 
2)   «матроны» «поют»
3) солидные «матроны» «поют»
4) Молодые особи заявляют о себе
Предложение (4) сложносочиненное, то есть состоящее из двух простых предложений, которые поставлены рядышком и соединены союзом а. Первое простое предложение «Молодые особи заявляют о себе высокими голосами». Здесь подлежащее – особи, сказуемое – заявляют; грамматическая основа – особи заявляют. Второе простое предложение «Солидные матроны поют на низких октавах». Здесь подлежащее – матроны, сказуемое – поют; грамматическая основа -  матроны поют. Из предложенных вариантов ответа подходит второй.
Ответ: 2

Пример А9 – 4.
(1)... (2)Когда во время экспериментов исследователи из Воронежа наносили на резона­тор — тонкую кварцевую пластину различные вещества, то именно вытяжка из вешенок повела себя удивительным образом. (З)Она захватывала малейшие примеси фенола и заставляла пластину колебаться с определённой частотой. (4)Причём никакие веще­ства не могли «обмануть» грибы: они видели только эту очень токсичную кислоту, не замечая других соединений. (5)3ачем в ходе эволюции вешенки приобрели это свойст­во, учёные пока не знают. (6)... их уникальные способности планируют использовать в мониторинге окружающей среды.
Какие слова (сочетания слов) являются грамматической основой в четвёртом (4) предло­жении текста или в одной из частей этого предложения?
1)   вещества не могли
2)   вещества не могли «обмануть»
3)  не могли «обмануть» грибы
4)   не могли «обмануть»
В первом предложении подлежащее вещества, сказуемое не могли обмануть. Во втором подлежащее они, сказуемое видели. Как видим – вполне подходит ответ №2, содержащий грамматическую основу первого предложения.
Ответ: 2

Пример А9 – 5.
(1)... (2)При зарождении систематического образования для передачи информации исполь­зовались устные диалоги между учителем и учениками, которые требовали их личного контакта, что ограничивало массовость образования. (З)Возникновение письменности, а затем в XV веке и книгопечатания позволило расширить круг обучаемых. (4)С XVII века классно-урочная система массового обучения сопровождалась развитием разных средств обучения, в том числе технических. (5)Развитие в XX веке цифровой компьютерной тех­ники и появление компьютерных сетей для передачи закодированной в цифровом виде информации привело к внедрению этих технических средств в процесс обучения. (6)... цифровые технические средства, применяемые для обучения, позволяют пользоваться информацией электронных интернет-библиотек, проводить виртуальные занятия.
Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?
1)  ограничивало массовость (предложение 2)
2)  что ограничивало (предложение 2)
3)   позволило расширить (предложение 3)
4)   средства позволяют пользоваться (предложение 6)
Здесь подзамутили формулировку вопроса. Предлагается проанализировать не одно указанное предложение (как было в прочих вариантах) а целых три: 2, 3 и 6.
Что же, сделаем это. Предложение 2), вторая его часть – подлежащее что, сказуемое ограничивало, основа что ограничивало.
Предложение 3) книгопечатание (подл.) позволило расширить (сказ.)
Предложение 6) средства (подл.) позволяют пользоваться, проводить (сказ.)
Видим, наилучший ответ №2.
Ответ: 2

Пример А9 – 6.
(1)... (2)Его истоки теряются в античном мире. (З) Геометрия Евклида, алгебра древних арабов, с чем мы знакомимся ещё в школе, оказали серьёзное влияние на архитектуру и военное дело, философию и историю. (4)Науки, которые принято было относить к опи­сательным (география, биология и т.п.), всё больше используют методы, разработанные в математике. (5)Сейчас процесс математизации знаний значительно ускорился. (6)... можно говорить уже об интенсивном внедрении математического мышления в любую сферу познавательной деятельности.
Какое(-ие) из предложений является(-ются) односоставным(-и) или включает(-ют) одно­составное предложение?
1) 5                              
2) 2, 3                         
3) 3, 4 
4) 4, 6
Односоставными называются предложения, имеющие только один главный член – либо подлежащее, либо сказуемое, а второго не имеют.
Проанализируем. Предложение 5). Процесс (подл.) ускорился (сказуемое). Это двухсоставное предложение.
Предложение 2) Истоки теряются – двухсоставное.
Предложение 3) геометрии, алгебра (подлежащие), оказали влияние (сказуемое). Мы (подлежащее) знакомимся (сказуемое). Обе части второго предложения – двухсоставные.
Предложение 4) которые было принято относить (подлежащее которые, сказуемого нет)
Предложение 6) можно говорить – сказуемое, а подлежащего нет.
Таким образом, односоставные предложения 4) и 6). Верен вариант ответа №4
Ответ: 4

В начало страницы