|
ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Web-репетитор pomogala.ru
ЗАДАНИЕ А10
|
В этом задании приведен небольшой текст (тот же самый, что и для заданий А7-А9),требуется определить тип указанного предложения.
Не будем вставлять теоретическую подстилку в начале, вставим ее в процессе разбора примеров.
Пример А10 – 1.
(1)... (2)Но итальянец Альберто Волкан нашёл способ, как изготавливать бумагу не из дерева, а из яблок. (3)Он пришёл к этой идее, когда подумал, как много целлюлозы содержится в выбрасываемых отходах. (4)Сейчас А. Волкан уже поставляет несколько видов бумажных изделий для различных учреждений в Италии. (5)А для нужд правительства страны он произвёл шестьдесят тысяч конвертов, семь тысяч блокнотов и шесть тысяч бумажных пакетов. (6) ..., получив поддержку властей, изобретатель занимается изготовлением из яблок клея и других изделий.
Укажите верную характеристику пятого (5) предложения текста.
- сложносочинённое
- сложноподчинённое
- сложное с подчинительной и сочинительной связью между частями
- простое осложнённое
Вот оно, пятое предложение: «А для нужд правительства страны он произвёл шестьдесят тысяч конвертов, семь тысяч блокнотов и шесть тысяч бумажных пакетов» Грамматическая основа предложения он произвел (он – подлежащее, произвел - сказуемое). Грамматическая основа в этом предложении одна. Предложения с одной грамматической основой называются простыми. Данное предложение – простое.
Правда, бывают, так называемые, простые осложненные предложения.
Простые предложения могут быть осложнены:
- однородными членами: Поднявшийся к ночи ветер начал заметать канавы, ямы, ложбинки. А Музгарко всё не ест, не пьёт, и голосу не подает. (М. Салтыков-Щедрин);
- обособленными членами: Толстая, в белой кашемировой шали, казачка пустилась в пляс. Острый топор Епифана неутомимо гнал от комля к вершине нервущуюся щепу, длинную и широкую. Аграфена принялась помогать ей, охая и причитая. Охваченный общим порывом, он начал сокрушать столбы. Позвякивая удилами, конь потянулся к воде. В лагере, смутно белевшем на луговине у Драгоценки, сыграли уже вечернюю зарю. (По К. Седых);
- обращениями: А ты не робей, Прошка! Перестаньте вы, глупые! Там, брат, народ богатый живет. (По Д. Мамину-Сибиряку);
- вставными конструкциями: У самца (ныне Мак-Джиннис) была своя маленькая и любимая игра с людьми. По приглашению — конечно, без всякого намерения расстаться с Джелли — Серая Сова навестил его (горбуна). (По М. Пришвину);
- вводными словами и предложениями: К счастью, везде было много хороших дров. Серая Сова, в свою очередь, рассказывал о нужде и голоде. Нет, конечно, никаких изменений больше не будет. Весна, я думаю, всех разбудит. Бобры, как рассказывала Анахарео, почувствовали отсутствие Серой Совы. (По М. Пришвину)
В нашем случае предложение, конечно же, осложнено однородными членами (а именно – дополнениями) «шестьдесят тысяч конвертов, семь тысяч блокнотов и шесть тысяч бумажных пакетов» Поэтому
Ответ: 4
Пример А10 – 2.
(1)... (2)К такому выводу пришли голландские учёные, протестировав около шестисот человек в возрасте восьмидесяти пяти лет. (З)Оказалось, что среди исследуемых «быстрее соображали» 33% женщин и только 28% мужчин. (4)А хорошую память имели соответственно 29 и 11%. (5)По мнению специалистов, столь неодинаковые показатели обусловлены скорее всего биологической разницей между полами. (6)... женщины в пожилом возрасте реже страдают атеросклерозом, а значит, их мозг лучше снабжается кровью. (7)К тому же представительницы слабого пола имеют обычно меньший рост и вес. (8)Сердцу же высоких мужчин труднее накачивать кровь в голову против силы тяжести, поэтому обменные процессы в их головном мозге замедляются.
Укажите верную характеристику пятого (5) предложения текста.
- простое осложнённое
- сложноподчинённое
- сложное с подчинительной и сочинительной связью между частями
- сложносочинённое
Выпишем предложение (5). По мнению специалистов, столь неодинаковые показатели обусловлены скорее всего биологической разницей между полами. Грамматическая основа: показатели (подлежащее) обусловлены (сказуемое). Грамматическая основа одна, следовательно предложение простое. Но в нем есть вводные слова «по мнению специалистов». То есть это простое осложненное предложение (оно осложнено вводными словами).
Ответ: 1
Пример А10 – 3.
(1)... (2)Но, как показали последние исследования учёных, в криках этого животного содержится более ценная информация. (3)«Песней» гиена сообщает сородичам о своём возрасте, иерархическом положении в стае и другие важные «биографические» сведения. (4)... молодые особи заявляют о себе более высокими голосами, а солидные «матроны» «поют» на низких октавах.
Укажите верную характеристику третьего (3) предложения текста.
- простое неосложненное
- сложноподчинённое
- простое осложнённое
- сложносочинённое
Анализируем предложение №3. «Песней» гиена сообщает сородичам о своём возрасте, иерархическом положении в стае и другие важные «биографические» сведения. Грамматическая основа: гиена (подлежащее) сообщает (сказуемое). Основа одна, предложение простое. Что она сообщает? Идут однородные второстепенные члены. Предложение простое осложненное однородными членами.
Ответ: 3
Пример А10 – 4.
(1)... (2)Когда во время экспериментов исследователи из Воронежа наносили на резонатор — тонкую кварцевую пластину различные вещества, то именно вытяжка из вешенок повела себя удивительным образом. (З)Она захватывала малейшие примеси фенола и заставляла пластину колебаться с определённой частотой. (4)Причём никакие вещества не могли «обмануть» грибы: они видели только эту очень токсичную кислоту, не замечая других соединений. (5)3ачем в ходе эволюции вешенки приобрели это свойство, учёные пока не знают. (6)... их уникальные способности планируют использовать в мониторинге окружающей среды.
Укажите верную характеристику четвёртого (4) предложения текста.
- сложносочинённое
- сложноподчинённое
- сложное с бессоюзной и сочинительной связью между частями
- сложное бессоюзное
Выпишем это предложение для анализа. «Причём никакие вещества не могли «обмануть» грибы: они видели только эту очень токсичную кислоту, не замечая других соединений». Здесь две грамматических основы. 1. Вещества (подлежащее) не могли обмануть (сказуемое). 2. Они (подлежащее) видели (сказуемое). Следовательно, данное предложение не простое, а сложное. Впрочем, в вариантах ответа простое предложение и не предусмотрено. Какое же это сложное? Нужна теоретическая подстилка.
Сложное предложение состоит из двух или нескольких простых предложений, объединенных в одно целое по смыслу и интонации, например: Море всё шумело, и волны грозно набегали на берег. Снег уже давно растаял, но тепла всё не было, и часто дул по-зимнему холодный ветер.
Основные виды сложных предложений показывает следующая схема:
Союзными называются предложения, части которого связаны при помощи союзов или союзных слов: Хотелось пить, и мы тут же купили у хозяина плантации несколько кокосовых орехов величиною с детскую голову. Если почва и климат окажутся подходящими, орех сейчас же пускает корни. Над деревом простирался широкий лиственный свод, под которым могла бы разместиться целая рота матросов. (По А. Новикову-Прибою)
В бессоюзном сложном предложении части связаны при помощи интонации (без союзов и союзных слов): Время шло, приближался сезон зимней охоты. Бобрята изливали свою любовь забавными способами: завидя людей, они опрокидывали свой ящик и мчались навстречу им или ночью залезали под одеяло и располагались калачиками вокруг шеи избранного шефа. При плохом ветре в печке не хватало тяги — появлялся дым. (По М. Пришвину)
Сложные предложения, части которого связаны сочинительными союзами и интонацией, называются сложносочиненными: Темнота бледнела, и море уже ясно видно было на далеком пространстве. По проталинам зеленела первая весенняя травка, но берёзы были ещё совсем голы и печально свесили свои припухшие красноватые ветви.
Различна смысловая связь частей сложносочиненного предложения. Части могут объединять:
-
одновременно происходящие события: И чайка белеет, и море шумит, и белая яхта стрелою летит. В предложениях такого типа изменение последовательности частей предложения не меняет его смысл: И море шумит, и чайка белеет, и белая яхта стрелою летит. — И белая яхта стрелою летит, и чайка белеет, и море шумит;
-
последовательно происходящие события: Полы были крашеные, и по ним шли домотканые дорожки. От седла пахло кожей, и этот запах мешался с запахом влажной луговой земли. В подобных предложениях перестановка частей невозможна.
Простые предложения в сложноподчиненном связываются при помощи подчинительных союзов или союзных слов, а также интонации. В сложноподчиненном, предложении одно является главным, а другое (или другие) — придаточным. От главного предложения можно задать вопрос к придаточному. Придаточное предложение поясняет или все главное, или указательные слова в нем, или какой-либо член в главном предложении: Такая густая трава росла только по берегам озера, потому что здесь достаточно было влаги (придаточное предложение поясняет всё главное). Я плохо помню, как мы, наконец, добрались до следующей станции (придаточное предложение поясняет глагол: помню (ч т о?). Всё это происходило в те годы, когда в уральской глуши не было ещё и помину о железных дорогах и телеграфе (придаточное предложение поясняет существительное).
Вернемся к нашим грибам. Совершенно очевидно, что здесь между двумя простыми предложениями нет никакого союза, стоит только двоеточие. Поэтому данное предложение – сложное бессоюзное.
Ответ: 4
Пример А10 – 5.
(1)... (2)При зарождении систематического образования для передачи информации использовались устные диалоги между учителем и учениками, которые требовали их личного контакта, что ограничивало массовость образования. (З)Возникновение письменности, а затем в XV веке и книгопечатания позволило расширить круг обучаемых. (4)С XVII века классно-урочная система массового обучения сопровождалась развитием разных средств обучения, в том числе технических. (5)Развитие в XX веке цифровой компьютерной техники и появление компьютерных сетей для передачи закодированной в цифровом виде информации привело к внедрению этих технических средств в процесс обучения. (6)... цифровые технические средства, применяемые для обучения, позволяют пользоваться информацией электронных интернет-библиотек, проводить виртуальные занятия.
Укажите верную характеристику второго (2) предложения текста.
- сложносочинённое
- сложноподчинённое
- простое с однородными членами
- сложное с союзной сочинительной и подчинительной связью между частями
Что там за второе предложение? Вот оно: «При зарождении систематического образования для передачи информации использовались устные диалоги между учителем и учениками, которые требовали их личного контакта, что ограничивало массовость образования». Анализируем. Две грамматических основы: 1. Диалоги (подлежащее) использовались (сказуемое). 2.Которые (подлежащее) требовали (сказуемое). Таким образом, предложение сложное. Бессоюзное ли оно? Нет. «Который, куда, где, какой» - это союзные слова. Причем это такие союзные слова, с помощью которых придаточное предложение присоединяется к главному. То есть, если в сложном предложении встречаются такие союзные слова, то это уже признак того, что предложение сложноподчиненное. Действительно, здесь придаточное предложение «которые требовали их личного контакта», поясняет подлежащее диалоги в главном предложении. Итак, второе предложение текста – сложноподчиненное.
Ответ: 2
Пример А10 – 6.
(1)... (2)Его истоки теряются в античном мире. (З) (4)Науки, которые принято было относить к описательным (география, биология и т.п.), всё больше используют методы, разработанные в математике. (5)Сейчас процесс математизации знаний значительно ускорился. (6)... можно говорить уже об интенсивном внедрении математического мышления в любую сферу познавательной деятельности.
Укажите верную характеристику предложения 3.
- сложное бессоюзное
- сложноподчинённое
- сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью
- сложное с бессоюзной, подчинительной и сочинительной связью
Ответ: это сложноподчиненное предложение. Главное предложение: «Геометрия Евклида, алгебра древних арабов оказали серьёзное влияние на архитектуру и военное дело, философию и историю». Придаточное предложение «с чем мы знакомимся ещё в школе». Оно присоединено к главному с помощью союзного слова с чем и поясняет подлежащее в главном предложении.
Ответ: 2
В начало страницы
|
загрузка...
|