|
ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Web-репетитор pomogala.ru
ЗАДАНИЕ А4
|
Полагаю, что большинство народа знает, что такое подлежащее и сказуемое. Шла Саша по шоссе. Саша - эта девица - главная героиня данного повествования. Именно о ней речь в предложении. Поэтому Саша - это подлежащее.
Что делала эта Сашуля? Она шла. Тот самый глагол, который обозначает действие главной героини, отвечает на вопрос: "Что она делала?" называется сказуемым. Сказуемое в этом предложении - "шла".
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Где здесь сказуемое? Что Саша делала? Она 1) шла; 2) сосала. Получается, что сказуемых два, они однотипные, отвечают на один и тот же вопрос. Их называют ОДНОРОДНЫМИ.
Ладно. А теперь еще вспомним о деепричастии. Можно сказать так " Шла Саша по шоссе и сосала сушку". А можно так: "Идя по шоссе, Саша сосала сушку". Это слово, которое образовано от глагола и отвечает на вопрос "что делая?" как раз и называется деепричастием. Отметим, что деепричастие рассказывает тоже о неких действиях главной героини, как и сказуемое. Если его выдернуть из начала предложения и вставить рядышком со сказуемым в такой же форме - то получатся однородные сказуемые.
Вот такую маленькую теоретическую подстилку мы подложили под задачку А4. А теперь рассмотрим пример.
Пример А4-1
Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
Заметив красный сигнал светофора,
1) водитель остановил машину.
2) мне пришлось применить экстренное торможение.
3) быстро остановиться не удалось.
4) у водителя зазвонил телефон.
Первое, очевидно, хорошо подходит. Водитель заметил, он и остановил. Четвертое нелепо: Телефон зазвонил, но ведь заметил сигнал не телефон. А вот варианты 2 и 3 не вполне очевидны. В них вообще нет подлежащего. Такие предложения называют безличными. Если действующего лица (подлежащего) нет, значит, и присоединение деепричастного оборота невозможно. То есть такие варианты (безличные) советую отбрасывать, как неправильные.
Пример А4-2
Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
Тщательно подготовившись к выступлению,
1) речь оратора тем не менее должна напоминать импровизацию.
2) в речи оратора должны быть удачные примеры, образы, юмор.
3) у хорошего оратора речь образная, эмоциональная и в то же время логичная.
4) оратор произнёс убедительную речь.
Вообще можно начинать с вопроса: Кто тщательно подготовился к выступлению? И посмотреть - какое подлежащее подходит под этот вопрос.
1) речь должна напоминать (ну, нет, не речь подготовилась к выступлению)
2) примеры должны быть (нет, не примеры подготовились, это же человек какой-то подготовился)
3) речь образная, эмоциональная (снова речь!)
4) оратор произнес. Вот это правильно. Оратор сначала ПОДГОТОВИЛСЯ, а потом ПРОИЗНЕС. Получились однородные сказуемые, типа Саша шла и сосала.
Пример А4-3 (из демоверсии 2013)
1. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Говоря о богатстве языка,
1) в аудитории началась дискуссия.
2) у меня возник интерес к этой проблеме.
3) требуются конкретные примеры.
4) мы имели в виду главным образом его словарный запас
Итак, сперва идет деепричастный оборот с деепричастием ГОВОРЯ, и надо выбрать к нему продолжение из четырех предложенных вариантов.
Можно, конечно, довериться уху и написать то, что просто на ваш слух красивее звучит. А если с этим туго - будем размышлять так.
В этих предложениях-продолжениях выделим подлежащее и сказуемое.
1) Что? - дискуссия. Что она сделала? - началась.
2) Что? - интерес. Что он сделал? - возник.
3) Что? - примеры. Что они делают? - требуются.
4) Кто? - мы. Что мы делали? - имели в виду.
А теперь из деепричастия ГОВОРЯ сделаем глагол ОДНОРОДНЫЙ с каждым сказуемым (вроде как Саша шла и сосала). И станем подставлять его в каждое предложение. Получится ли что внятное?
1) Дискуссия началась, говорилась
2) Интерес возник, говорил
3) Примеры требуются, говорятся
4) Мы имели в виду, говорили
Довольно таки очевидно, что нормально звучит только последнее словосочетание. Поэтому, правильно предложение можно составить так:"Говоря о богатстве языка, мы имели в виду главным образом его словарный запас" Правильный ответ 4.
А еще заметим мимоходом, что деепричастный оборот всегда отделяется от остальной части предложения запятой.
Ладно, еще для закрепления пройденного.
Пример А4-4
Обнаружив в кометах органические вещества,
1) была выдвинута новая гипотеза о происхождении жизни.
2) это даёт основания для важных выводов.
3) учёные предположили, что жизнь могла быть привнесена из космоса.
4) у учёных возникло предположение о существовании жизни вне Земли.
Из деепричастия ОБНАРУЖИВ делаем глагол и пытаемся вставить его в каждое предложение:
1) Гипотеза была выдвинута, обнаружена. Нет, не катит, ведь обнаружена -то была не гипотеза, а вещества.
2)Это дает основания, обнаруживает. Тоже белиберда какая-то.
3) Ученые предположили, обнаружили. Вот это нормально. Ученые обнаружили кое-что и они же предположили.
4)Предположение возникло, обнаружило. Это тоже не подходит. Предположение, конечно, возникло, но не предположение обнаружило вещества, а ученые.
Таким образом, верен ответ 3.
В начало страницы
|