ЕГЭ по русскому языку

ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Web-репетитор pomogala.ru

ЗАДАНИЕ А21

Знаки препинания в предложениях с обособленными членами (определениями, обстоятельствами, приложениями)

Задание сформулировано примерно так: В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Как обычно, повторим теорию.

Второстепенные члены предложения, выделяемые по смыслу и интонационно, называются обособленными, например: Он сердито швырнул окурок, зашипевший в луже, засунул руки в карманы расстёгнутого, развеваемого ветром пальто и, нагнув ещё не успевшую прояс­ниться от дообеденных уроков голову и ощущая в желудке тяжесть скверного обеда, принялся шагать сосредоточенно и энергично. (А. Се­рафимович)
В этом предложении есть обособленное определение, выраженное причастным оборотом (окурок (к а к о и?), зашипевший в луже), и обособленные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами (принялся шагать (как ?), нагнув ещё не успевшую проясниться от дообеденных уроков голову и ощущая в желудке тяжесть скверного обеда).

На обособление второстепенных членов влияет:

I. Порядок слов, т.е место второстепенного члена по отношению к определяемому слову.
а)  Перевозчиков из деревни  Часовни, лежащей на берегу, набежало множество, предлагая свои услуги. (Акс.)
(Обособлено определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова деревни. )
Обратите внимание!
б)   Снасть состояла из брошенной поперёк реки бечевы с поводками из тонких шнуров и волосяной лесы. (М.-С.)
(Причастный оборот не обособлен, так как он находится перед определяемым словом бечевы.)

2.   Наличие  личного  местоимения
а) Зараженный примером своего дяди, я начал подражать ему. (Акс.) Я, зараженный примером своего дяди, начал подражать ему.
б)  Изнеможённый, растерянный, он начал припоминать все молитвы. (Г.) Он, изнеможенный, растерянный, начал припоминать все молитвы.  Он начал припоминать все молитвы, изнеможенный, растерянный.
(Обособлены причастный оборот, одиночные определения, так как относятся к личному местоимению.)

3. Наличие или отсутствие зависимых слов при второстепенных членах
Яблоки, сбиваемые ветром, скатывались в самый панский двор.(Г.)
(Обособляется причастие с зависимым словом.) Сбиваемые яблоки скатывались в панский двор. (Зависимого слова нет.)

4. Наличие определённых предлогов при именах существительных, являющихся второстепенными членами предложения.
Немку, несмотря на её полную безобидность, прислуга не любит. (Г.-М.)
Благодаря связям и подвижности зятя, Авроре удавалось большинство своих писем пересылать жениху через курьеров.(Г. Данилевский)

Обратите внимание!
5. Добавочное обстоятельственное значение во вто­ростепенном члене.
Движимый добрым чувством, Абрумка вынул одну конфетку из банки, подал её мальчику. (Г.-М.) (Обособляется причастный оборот, стоящий перед определяемым словом, так как имеет добавочное причинное значение: подал конфетку, потому что был движим добрым чувством.)

Рассмотрим подробнее некоторые случаи обособления.

Обособленные определения

1)  Обособляются распространенные согласованные определения, выраженные причастными оборотами или распространенными прилагательными, если стоят после определяемого существительного:
Особенно любил я беседы с ночными извозчиками, бедными подгорными крестьянами, прибывшими в столицу с окрашенными вохрой санишками и плохой клячонкой. Я видел кругом одно безбрежное лазурное море, всё покрытое мелкой рябью золотых чешуек.

2)  Обособляются согласованные и несогласованные определения, если относятся к личному местоимению, независимо от места в предложении:
Жёлтый, высохший, с лысиною на всю голову, с узкой седой бородой, он сидел в одной, нарочно изрезанной рубахе. Он ехал шагом, тол­стый, обрюзглый, с понурой головой и свислыми на грудь эполетами. (По И. Тургеневу)

3)  Обособляются распространённые или одиночные определения, если они стоят перед определяемым существительным и имеют обстоятельственное значение причины, уступки, условия:
Исполненный недоумения, возвратился Юний на площадь.(Т.) Рассерженный нами, пёс бешено лаял и рвался с цепи. (К. Седых)

4)  Обособляются два и более одиночных определения, если они стоят после определяемого слова, и особенно в тех случаях, когда определяемому существительному предшествует ещё одно определение:
Острый топор Епифана неутомимо гнал от комля к вершине нервущуюся щепу, длинную и широкую. (К.Седых)
Полусмешная вражда, старинная и глубоко укоренившаяся, готова была, казалось, прекратиться от пугливости лошади. (П.)
Из чёрной тучи, огромной и грозной, веером рассыпались молнии. (Акс.)
С нею был юноша, красивый и сильный. (М.Г.)

5)  Обособляются несогласованные определения, выраженные косвенным падежом существительного, стоящие после определяемого слова и имеющие характер дополнительного (добавочного) сообщения:
Маленький Тема, бледный, с широко раскрытыми глазами, стоял перед сломленным цветком.
Повар, в грязном белом фартуке, белокурый, ленивый, молодой, из бывших крепостных, Аким собирается разводить плиту.
Отец, седой, хмурый по обыкновению, в белом кителе, что-то озабоченно соображает.(По Н. Гарину-Михайловскому)

6)  Обособляются определения, если они оторваны от определяемого слова:
Облака ползли медленно, то сливаясь, то обгоняя друг друга, мешали свои цвета и формы, поглощая сами себя и вновь возникая в новых очертаниях, величественные и угрюмые. (М.Г.)
Морозка протискался в дверях и стал рядом с Дубовым, сумрачный и злой. (Ф.)
Это были броненосцы второго класса, старые, с малым ходом.(Н.-Пр.)
Епифан встретил его с колом в руке, тёмный от гнева. (К. Седых.)

7) Обособляются несогласованные определения, выраженные сравнительной степенью прилагательного:
Мысль, страшнее прежней, заставила его содрогнуться.(Г.-М.)
Ка­кой свет, тоньше и чище солнечного света, разлился по всем твоим членам, по малейшим складкам твоей одежды? (Т.)

Обособленные обстоятельства

1) Обособляются обстоятельства, выраженные деепричастным оборотом, независимо от его места в предложении:
Он решил помириться со старым своим соседом, уничтожить следы ссоры, возвратив ему его достояние.
Облегчив душу благим намерением, Кирилла Петрович пустился рысью к усадьбе и въехал прямо на двор.
Он приближался, держа фуражку, наполненную вишнями. (По А.Пушкину)

2)  Обособляются два или несколько одиночных обстоятельств, выраженных одиночными деепричастиями:
Аграфена принялась помогать ей, охая и причитая. (К. Седых)
Де­вочка, улыбаясь и лопоча, протягивала ручонки.
Солнце, искрясь и сверкая, играло на гребнях волн.(М.Г.)

3)  Обособляются обстоятельства, выраженные одиночным деепричастием, особенно если они стоят в начале или в середине предложения:
Поднявшись, Семён вышел в сени, зачерпнул в кадушке ковш холодной воды и пил, не отрываясь, пока не заныли зубы.
Засмеявшись, все вышли в сени.
Бабы, перебраниваясь, разошлись по домам. (По К.Седых)

4)  Обособляются обстоятельства, выраженные существительными с предлогами благодаря, согласно, вопреки, вследствие, при отсутствии, по причине, в случае, при наличии, ввиду, несмотря на:
Казак мой, вопреки приказаниям, спал крепким сном.
К счастью, по причине неудачной охоты, наши кони не были измучены. (Л.)
Несмотря на страх, я пошёл по галереям подземелья.(Кор.)
В один удачный набег зайцы портили иногда целый сад, несмотря на все предосторожности. (М.-С.)

Обратите внимание!

  • Не обособляются фразеологизмы, в состав которых входят деепричастия:
    И день и ночь по снеговой пустыне спешу к вам голову сломя.
    Николай работал засучив рукава.
  • Не обособляются деепричастия с наречным значением (они обычно отвечают на вопросы как? каким   образом? в   каком   положении?):
    Ирина стояла не двигаясь.
    Обломов принимал гостей лежа.
    Казак отошёл не торопясь. (Шол.)
    Я наблюдал эту сцену не отрываясь.
    По дороге к большому городу не спеша идёт мальчик. (Г.)
    В Нехлюдове не переставая в продолжение этих двух дней шла внутренняя, не сознавае­мая им борьба.(Т.)

Рассмотрим примеры.

Пример А21-1.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте ко­торых в предложениях должны стоять запятые?
Эта сибирская река рассекала большие горы (1) угрюмо нависавшие над ней (2) и (3) вырвавшись на простор (4) разливалась широко и свободно.

1)1,4                2)2,3              3)3,4           4)1,2,3,4

Ответ: В этом примере есть причастие и деепричастие с зависимыми словами: (1) нависавшие (над чем?) над ней; нависавшие (как?) угрюмо (причастный оборот) и вырвавшись (куда?) на простор (4) (деепричастный оборот). Согласованное определение находится после определяемого слова, значит, выделяем его с двух сторон (1 и 2 запятые).
Обособленное обстоятельство также выделяется с двух сторон (3 и 4 запятые), хотя находится в препозиции: оно выражено деепричастным оборотом, который обособляется независимо от его места в предложении.
Правильный ответ — 4.

Обратите внимание на этот случай!
Пример А21-2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Рассыпанные по подоконнику (1) жареные семена подсолнечника привлекли внимание синичек (2) суетливо прыгающих по ветвям берёзы (3) и (4) что-то высматривающих на земле.

1)1,2                2)2,3,4             3)2                    4)1,2,3,4

Ответ: В этом предложении причастный оборот рассыпанные по подоконнику находится в препозиции, т.е. в позиции перед определяемым словом семена, поэтому запятую на месте (1) не ставим. А вот следующие два причастных оборота суетливо прыгающих по ветвям берёзы и что-то высматривающих на земле стоят после определяемого слова синичек, значит, ставим одну запятую (2). На месте цифр (3) и (4) запятые вообще не ставим, т.к. союз И соединяет однородные причастные обороты.
Правильный ответ — 3.

Пример А21-3.  В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
К вечеру лисица залегла в густом и высоком островке сухостойного конского щавеля (1) и (2) свернувшись рыже-палевым комком подле тёмно­красных (3) густо обсеменившихся стеблей (4) терпеливо дожидалась ночи.

1)1,2     2) 2,4    3)2,3,4 4)1,3,4

Ответ: На месте (1) запятой не нужно – лисица свернулась и дожидалась – однородные сказуемые соединённые союзом И. На месте (2) запятая нужна это деепричастный оборот который заканчивается на (4); там тоже нужна запятая. На месте (3) запятая не нужна.
Правильный ответ  - 2

Пример А21-4.  В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
В небе неподвижно стояли ястребы (1) распластав свои крылья (2) и (3) неподвижно устремив (4) глаза свои в траву.

1)1,2,3,4    2)2,3   3)1   4)3,4

Ответ: Здесь начиная со слова «распластав» и до конца предложения один деепричастный оборот. Поэтому запятая ставится только на месте (1).
Правильный ответ – 3.

Пример А21-5. Из Демоварианта ЕГЭ – 2013. А 21.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Первая выставка передвижников (1) открывшаяся в 1871 году (2) убедительно продемонстрировала существование в живописи (3)складывавшегося на протяжении 60-х годов (4) нового направления.

1) 1, 2, 4        2) 1, 2      3) 3, 4        4) 1, 2, 3, 4

Ответ: Выделяется причастный оборот «открывшаяся в 1871 году». Запятые ставятся на местах (1) и (2).
Правильный ответ - 2

Правила и примеры взяты из книги Г.Т.Егораевой "Русский язык. ЕГЭ. Сборник заданий и методических рекомендаций"

В начало страницы