|
ЕГЭ МАТЕМАТИКА 2017
ДЕМО
Профильный уровень
ПРОДОЛЖЕНИЕ
Начало здесь
|
|
Найдите ![ЕГЭ по математике профильный задание 9](../2017_profil_images/pic9_1.jpg) |
|
Все мы прекрасно знаем основное тригонометрическое тождество
![](../2017_profil_images/pic9_2.jpg)
Отсюда мы легко найдём синус альфа
![](../2017_profil_images/pic9_3.jpg)
Но при извлечении квадратного корня может быть как положительное, так и отрицательное число. Какое же взять? На это указывает условие - в каком промежутке лежит угол альфа.
Вспомним, тригонометрический круг
![](../2017_profil_images/pic9_4.jpg)
От пи до двух пи синус отрицательный. Поэтому для ответа выберем отрицательное число - 0,8.
Нам по условию требуется найти синус двойного угла. Вспомним формулу
![](../2017_profil_images/pic9_5.jpg)
Подставляем в эту формулу данный в задании косинус и только что вычисленный синус, получаем
2 х (-0,8) х 0,6 = -0,96
|
|
-0,96 |
|
Локатор батискафа, равномерно погружающегося вертикально вниз, испускает ультразвуковой сигнал частотой 749 МГц. Приёмник регистрирует частоту сигнала, отражённого от дна океана. Скорость погружения батискафа (в м/с) и частоты связаны соотношением
![](../2017_profil_images/pic10_1.jpg)
где c = 1500 м/с — скорость звука в воде; f0 — частота испускаемого сигнала (в МГц); f — частота отражённого сигнала (в МГц). Найдите частоту отражённого сигнала (в МГц), если батискаф погружается со скоростью 2 м/с.
|
|
Лучше всего сразу подставить в исходную формулу числовые значения
![](../2017_profil_images/pic10_2.jpg)
Получилось обычное уравнение с одним неизвестным f, которое и надо решить
![](../2017_profil_images/pic10_3.jpg)
|
|
751 |
|
Весной катер идёт против течения реки в 1 и 2/3 раза медленнее, чем по течению. Летом течение становится на 1 км/ч медленнее. Поэтому летом катер идёт против течения в 1 и1/2 раза медленнее, чем по течению. Найдите скорость течения весной (в км/ч). |
|
Задание проверяет наше умение строить алгебраические модели реальных ситуаций. Обычно надо на основе заданных условий составить уравнение или систему уравнений, а потом решить их.
Пусть у - скорость катера в стоячей воде.
Пусть х - скорость течения реки весной.
Тогда, по условию, (х - 1) - скорость течения реки летом.
Тогда весной
у - х скорость катера против течения;
у + х скорость катера по течению.
И в условии сказано, что
![](../2017_profil_images/pic11_1.jpg)
А летом
у - (х - 1) = у - х + 1 скорость катера против течения;
у + х - 1 скорость катера по течению.
В условии сказано, что
![](../2017_profil_images/pic11_2.jpg)
В последнее выражение подставим у = 4 х, кторое мы нашли из условия движения катера весной
![](../2017_profil_images/pic11_3.jpg)
|
|
5 |
|
Найдите точку максимума функции ![](../2017_profil_images/pic12_1.jpg) |
|
Помнишь, мы рассматривали возрастающую, убывающую и перегибающуюся с возрастания на убывание функцию? Это было в задаче 7. Мы говорили, что при возрастании функции её производная имеет знак "плюс", при убывании "минус", а в точке перегиба производная равна нулю.
![](../2017_profil_images/pic7_2.jpg)
А ведь точка перегиба - это и есть точка МАКСИМУМА функции. Именно в точке перегиба функция У имеет наибольшее значение! (По правде сказать, может быть и минимум, но об этом позднее).
Таким образом, решать задачу будем в два действия: 1) Найдём производную от функции 2) Приравняем производную к нулю и решим полученное уравнение.
1) Находим производную. Во-первых, помним, что производная суммы равна сумме производных.
![](../2017_profil_images/pic12_2.jpg)
Производная от второго слагаемого, от 2х, равна просто 2; производная от третьего слагаемого, от 7, вообще равна нулю. А вот первое слагаемое - это сложная функция и производную от неё надо искать аккуратно.
Рассмотрим эту сложную функцию. Сначала была простая линейная функция
![](../2017_profil_images/pic12_3.jpg)
Потом её возвели в квадрат и получили новую функцию
![](../2017_profil_images/pic12_4.jpg)
А потом от этой новой функции, от v, взяли натуральный логарифм и получили уже третью функцию u(v)
![](../2017_profil_images/pic12_5.jpg)
И теперь, по правилам дифференциирования, чтобы найти производную функции u(x) надо перемножить
![](../2017_profil_images/pic12_6.jpg)
Сделаем такие действия с заданной в условии функцией
![](../2017_profil_images/pic12_7.jpg)
А в целом производная от суммы трёх слагаемых получится такая
![](../2017_profil_images/pic12_8.jpg)
2) Приравниваем производную к нулю и решаем полученное уравнение
![](../2017_profil_images/pic12_9.jpg)
Это ответ. Если бы уранение имело два или больше корней, нады бы было проверить, который из них является максимумом. А ещё бывают задания, типа "найти наибольшее значение функции". Тогда надо искать не икс, а игрек. Найти икс, подставить в исходную формулу и вычислить игрек. Так что, условия надо читать повнимательней.
|
|
-5 |
|
а) Решите уравнение ![](../2017_profil_images/pic13_1.jpg)
б) Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие промежутку ![](../2017_profil_images/pic13_4.jpg)
|
|
Данное задание проверяет наше умение решать тригонометрические уравнения.
Простейшее тригонометрическое уранение выглядит например так sin x = 0 или так sin x = 1/2.
Неизвестная величина х - это угол, синус которого равен нулю (в первом случае) или 1/2 (во втором случае).
Мы имеем кое-какие представления о тргонометрии, и знаем, что sin 0 = 0. Получается х = 0. Это решение первого уравнения? Да, решение. Но не всё решение. Потому что
![](../2017_profil_images/pic13_5.jpg)
Уравнение имеет бесконечное множество корней, каждый из которых на "пи" отличается от другого. В общем виде корни уравнения принято записывать так
![](../2017_profil_images/pic13_2.jpg)
Множитель k принадлежит (значок, похожий на букву Е, означает "принадлежит") множеству целых чисел Z. То есть k может принимать любые целые значения {...-3, -2, -1, 0, 1, 2, 3, ...}.
Второе простейшее уравнение sin x = 1/2 тоже имеет множество корней. Не станем пояснять вывод формулы, его ты легко найдёшь в любом учебнике, сразу дадим формулу корней в окончательном виде
![](../2017_profil_images/pic13_3.jpg)
Но эти формулы позволяют решать простейшие уравнения, а у нас в исходных данных уравнение чуть более замысловатое. Поэтому его для начала надо максимально упростить. Вспомним формулы для двойного угла и основное тригонометрическое тождество. Считается, мы это должны помнить наизусть. И сделаем так:
![](../2017_profil_images/pic13_6.jpg)
А для правой части уравнения вспомним одну из формул приведения
![](../2017_profil_images/pic13_7.jpg)
Теперь заданное уравнение можем переписать в таком виде
![](../2017_profil_images/pic13_8.jpg)
И дальнейшие преобразования
![](../2017_profil_images/pic13_9.jpg)
Произведение двух сомножителей равно нулю, если хотя бы один из них (или оба) равны нулю. Наше уравнение распадается на два простейших
![](../2017_profil_images/pic13_10.jpg)
и
![](../2017_profil_images/pic13_11.jpg)
Оба эти простейших уравнения мы уже рассмотрели, решения их показали. и У того и того уравнения, как говорилось, корней бесконечное множество. А теперь надо выполнить задания б) выбрать из этого множества только те корни, которые принадлежат промежутку .
![](../2017_profil_images/pic13_12.jpg)
Промежуток я нарисовал на прямой, вообще-то надо рисовать круг. Подставляем в формулу
![](../2017_profil_images/pic13_2.jpg)
разные значения k. При k = - 2 Это единственный корень, который входит в заданный промежуток.
Затем, возьмём корни
![](../2017_profil_images/pic13_3.jpg)
и будем также подставлять вместо k разные значения. Найдём, что в заданном промежутке находятся корни
![](../2017_profil_images/pic13_14.jpg)
|
|
В данной задаче надо в бланк записывать не только ответ, но и выкладки.Ответ
а) : ![](../2017_profil_images/pic13_16.jpg)
б) ;![](../2017_profil_images/pic13_14.jpg)
|
|
|
|