|
Русский язык. 9 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / [Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина, О. М. Александрова; науч. ред. Н. М. Шанский].— 8-е изд.— М. : Просвещение, 201 1.— 206 с, [4] л. ил.
Данный учебник является продолжением книг для 5—8 классов авторов Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова. Л. А. Тростенцовой и др.
Учебник поможет вам сознательно использовать языковые средства для точного выражения мыслей и чувств.
|
Пример задания.
2. Прочитайте первый и второй тексты. Какая тема их объединяет? Какое положение из текста предыдущего упражнения данные тексты подтверждают? Запишите на основе обоих текстов общий тезис.
1. И. С. Тургенев в речи, произнесённой 7 июня 1880 года по поводу открытия памятника А. С. Пушкину в Москве, остановился на том, как высоко оценивают силу и ясность языка А. С. Пушкина, простоту, отсутствие лжи и фразы зарубежные писатели. Суждения таких иноземцев бывают драгоценны: их не подкупает патриотическое увлечение: «Ваша поэзия,— сказал однажды Проспер Мериме, известный французский писатель и поклонник Пушкина, которого он называл величайшим поэтом своей эпохи чуть ли не в присутствии самого Виктора Гюго,— ищет прежде всего правды, а красота потом является сама собою... У Пушкина,— прибавлял он,— поэзия чудесным образом расцветает как бы сама собою из самой трезвой прозы». Мериме также сравнивал Пушкина с древними греками по равномерности формы и содержания образа и предмета.
2. Французский писатель Ромен Роллан в книге о Л. Н.Толстом писал: «Толстой — великая русская душа, светоч, воссиявший на земле... озарил юность моего поколения. В душных сумерках угасавшего столетия он стал для нас путеводной звездой: к нему устремились наши юные сердца... Он был больше, чем любимым художником, для кого он был другом, лучшим, а то и единственным настоящим другом среди всех мастеров европейского искусства...
Я никогда не забуду тех дней, когда я учился понимать его. Это было в 1886 году. После нескольких лет глухого прорастания чудесные цветы русского искусства вдруг взошли на французской почве. Все издательства с лихорадочной быстротой стали выпускать переводы книг Толстого и Достоевского... За несколько месяцев, за несколько недель нам открылись творения необъятно великой жизни, в которых отразился целый народ, целый неведомый мир...»
Содержание
Международное значение русского языка
Повторение изученного в V—VIII классах
1. Устная и письменная речь
2. Монолог, диалог
3. Стили языка
4. Простое предложение и его грамматическая основа
5. Предложения с обособленными членами
6. Обращения, вводные слова и вставные конструкции
СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
7. Понятие о сложном предложении
8. Союзные и бессоюзные сложные предложения
9. Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения
10. Интонация сложного предложения
Сложносочинённые предложения
11. Понятие о сложносочинённом предложении
12. Смысловые отношения в сложносочинённых предложениях
13. Сложносочинённые предложения с соединительными союзами
14. Сложносочинённые предложения с разделительными союзами
15. Сложносочинённые предложения с противительными союзами
16. Разделительные знаки препинания между частями сложносочинённого предложения
17. Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочинённого предложения
Повторение
Сложноподчинённые предложения
18. Понятие о сложноподчинённом предложении
19. Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении
20. Союзы и союзные слова в сложноподчинённом предложении
21. Роль указательных слов в сложноподчинённом предложении
Основные группы сложноподчинённых предложений
22. Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными
23. Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными
24. Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными
25. Сложноподчинённые предложения с придаточными времени и места
26. Сложноподчинённые предложения с придаточными причины, условия, уступки, цели, следствия
27. Сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия, меры, степени и сравнительными
28. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными; знаки препинания в них
29. Синтаксический разбор сложноподчинённого предложения
30. Пунктуационный разбор сложноподчинённого предложения
Повторение
Бессоюзные сложные предложения
31. Понятие о бессоюзном сложном предложении
32. Интонация в бессоюзных сложных предложениях
33. Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении
34. Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении
35. Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в бессоюзном сложном предложении
36. Синтаксический и пунктуационный разбор бессоюзного сложного предложения
Повторение
Сложные предложения с различными видами связи
37. Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в сложных предложениях
38. Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи
39. Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи
40. Публичная речь
Повторение
Повторение и систематизация изученного в V—IX классах
41. Фонетика и графика
42. Лексикология (лексика) и фразеология
43. Морфемика
44. Словообразование
45. Морфология
46. Синтаксис
47. Орфография. Пунктуация Приложения
|