ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ РУССКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

Орфографический словарь для школьников

Орфографический словарь русского языка для школьников. — М. : РИПОЛ классик, 2009. — 704 с. — (Современные школьные словари)

Удобный и компактный орфографический словарь для школьников поможет подготовиться к сочинениям, изложениям и диктантам, выпускным и вступительным экзаменам. Структура словаря поможет с легкостью найти нужное вам слово и справиться с любыми трудностями в написании.
В словарь включены как широко распространенные, так и редко употребляемые слова, встречающиеся в художественной и специальной литературе.

 

СОСТАВ И СТРУКТУРА СЛОВАРЯ

§ 1. Слова в Словаре размещены в алфавитном порядке.
§ 2. Слова пишутся со строчной буквы.
§ 3. В Словаре представлены произносительные, грамматические и словообразовательные варианты слов, связанные с различием в написании (матрас и матрац, баржевой и баржевый, безгнёздный и безгнёздый).
§ 4. В состав Словаря включены устойчивые словосочетания; их алфавитное расположение определено первым словом сочетания или словом, которое отдельно не употребляется (впросак: попасть впросак, дыбы: встать на дыбы).
§ 5. Слова (кроме односложных) и формы слов снабжены ударением или ударениями, если слова или формы слова имеют двоякое ударение. Буква ё одновременно указывает и на произношение, и на место ударения, поэтому в словах или формах с буквой ё значок ударения не ставится (исключение: сложные слова, в которых буква ё отражает только произношение, например: трёхстворчатый).
§ 6. Формы слов даются усеченно, начиная с той буквы основного слова, после которой изменяется написание слова или с которой изменяется ударение в словах с подвижным ударением; при этом неизменяемая часть слова заменяется дефисом (выменять, -яю, -яет).
§ 7. Значения слов в Словаре указываются в тех случаях, когда произношение двух слов одинаково, а написание — различно; при этом в скобках приводится краткое указание на значение или сферу употребления слова, например: компания (общество) — кампания (военный поход, а также посевная и т. д.).
§ 8. В тех случаях, когда необходимо разграничить правописание различных частей речи, дается указание на принадлежность слова к той или иной части речи (белённый, прич. и белёный, прил.).
§ 9. Имена существительные, как правило, даются в именительном падеже единственного числа с указанием формы родительного падежа единственного числа. В отдельных случаях указаны формы следующих падежей:
а) именительный и родительный падежи множественного числа — если в употреблении встречаются отступления от литературной нормы или если в языке существуют варианты (гроздь,  -и,  мн. грозди, гроздей и гроздья, гроздьев);
б) родительный падеж множественного числа — при существительных на -ня с предшествующим согласным или и (баня, -и, р. мн. бань), при существительных на -ья, -ье (бадья, -й, р. мн. -дёй), а также если в языке наблюдаются колебания (ананас, -а, р. мн. -ов);
в) предложный падеж единственного числа — если  возможны  формы с разными  окончаниями (пласт, -а, предл. о пласте, на пласту).
§ 10. Если существительное употребляется только во множественном числе, то указывается окончание родительного падежа множественного числа (ножницы, -ниц). Если имя существительное преимущественно употребляется во множественном числе, но его употребление в единственном числе допустимо, то оно приводится на алфавитном месте множественного числа с указанием формы единственного числа (бурки, -рок, ед. бурка, -и).

Скачать книгу
Смотри другие книги и пособия для подготовки к ЕГЭ

В начало страницы