§ 1. Русский литературный язык
Литературный язык, которым мы пользуемся, — это подлинно драгоценнейшее наследие, полученное нами от предшествующих поколений, драгоценнейшее, ибо оно даёт нам возможность выражать свои мысли и чувства и понимать их не только у наших современников, но и у великих людей минувших времён.
Л. В. Щерба
Прочитайте, составьте план текста и перескажите его.
Национальный язык служит для письменного и устного общения представителей одной нации, то есть исторически сложившегося коллектива, объединённого общей территорией, экономикой, культурой и особенностями быта. Все средства языка помогают людям точно, ясно и образно выражать самые сложные понятия, мысли и чувства, называть все многообразные явления окружающего мира. Национальный язык включает литературный язык, диалекты (говоры), просторечие (речь недостаточно грамотных слоев населения), жаргоны (речь отдельных профессиональных или социальных групп). Высшей формой национального языка является литературный язык. Он представляет собой исторически сложившуюся систему языковых элементов и речевых средств, прошедших длительную культурную обработку в устных и письменных текстах мастеров слова (писателей, поэтов, учёных и др.). Литературный язык обслуживает различные сферы человеческой деятельности: политику, науку, делопроизводство, бытовое общение, а также международные и межнациональные контакты и т. д. Это язык культуры, литературы, образования, средств массовой информации (СМИ) и т. д.
Важнейшим отличительным признаком литературного языка является его нормированность. Языковая норма — это образцовое, общепризнанное употребление языковых элементов в определённый период развития литературного языка. Нормы не придумываются учёными-лингвистами, а отражают закономерные процессы, происходящие в языке. Для их выявления учёные детально анализируют произведения писателей-классиков и современных авторов, язык СМИ, результаты опросов населения и массовое употребление тех или иных единиц в устной и письменной речи.
Нормы литературного языка определённой эпохи достаточно устойчивы, стабильны и одновременно динамичны, подвижны. Вот почему то, что было правильным на протяжении довольно долгого времени, сегодня может восприниматься как ошибка или недочёт, и наоборот. Так, до 1956 года слово вовремя писали через дефис (изменилась орфографическая норма). Во времена А. С. Пушкина слово музыка произносили с ударением на втором слоге (изменилась орфоэпическая норма), а в конце XIX века в соответствии с действующими в то время правилами употребляли форму поезды останавливаются (изменилась морфологическая норма).
- Перечислите основные виды норм русского литературного языка. Приведите примеры.
- Спишите первое предложение последнего абзаца текста, объясните, как вы понимаете смысл этого предложения, а затем проведите его синтаксический разбор.
Содержание
§ 1. Русский литературный язык
§ 2. Культура речи
Повторение изученного в 5—8-м классах
§ 3. Фонетика, словообразование, лексика
§ 4. Грамматика: морфология и синтаксис
§ 5. Правописание: орфография и пунктуация
ТЕКСТОВЕДЕНИЕ
§ 6. Текст и его признаки
§ 7. Рассуждение как тип речи
§ 8. Рецензия как речевой жанр
§9. Публичная речь
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ
СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
СЛОЖНОСОЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
§ 10. Понятие о сложносочинённом предложении
§ 11. Виды сложносочинённых предложений
СЛОЖНОПОДЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
СЛОЖНОПОДЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ С ОДНОЙ ПРИДАТОЧНОЙ ЧАСТЬЮ
§ 12. Понятие о сложноподчинённом предложении
§ 13. Виды сложноподчинённых предложений
§ 14. Сложноподчинённые предложения с придаточным определительным
§ 15. Сложноподчинённые предложения с придаточным изъяснительным
§ 16. Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными
1. Сложноподчинённые предложения с придаточным места
2. Сложноподчинённые предложения с придаточным времени
3. Сложноподчинённые предложения с придаточным сравнения
4. Сложноподчинённые предложения с придаточным образа действия, меры и степени
5. Сложноподчинённые предложения с придаточным цели
6. Сложноподчинённые предложения с придаточным условия
7. Сложноподчинённые предложения с придаточными причины и следствия
8. Сложноподчинённые предложения с придаточным уступительным
§ 17. Сложноподчинённые предложения с придаточным присоединительным
§ 18. Сложноподчинённые предложения с придаточными разных видов
(повторение изученного)
СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С НЕСКОЛЬКИМИ ПРИДАТОЧНЫМИ
§ 19. Понятие о сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными
БЕССОЮЗНОЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
§ 20. Понятие о бессоюзном сложном предложении
§ 21. Виды бессоюзных сложных предложений
§ 22. Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях
СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СОЮЗНОЙ И БЕССОЮЗНОЙ СВЯЗИ
§ 23. Понятие о сложном предложении с разными видами союзной и бессоюзной связи
§ 24. Культура речи. Правильное употребление в речи сложных предложений
СИНТАКСИЧЕСКИЕ КОНСТРУКЦИИ С ЧУЖОЙ РЕЧЬЮ
§ 25. Способы передачи чужой речи
§ 26. Знаки препинания в предложениях с прямой речью
§ 27. Цитаты и способы цитирования
Повторение изученного в 5—9-м классах
§ 28. Фонетика, словообразование, лексика
§ 29. Грамматика: морфология и синтаксис
§ 30. Культура речи
§ 31. Правописание: орфография и пунктуация
Приложение
Схема 1. Основные виды морфологических норм русского языка
Схема 2. Основные виды синтаксических норм русского языка
Схема 3. Основные выразительные языковые средства
Схема 4. Знаки препинания между частями сложносочинённого предложения
Схема 5. Основные модели сложноподчинённых предложений с придаточными
Схема 6. Знаки препинания в предложениях с синтаксическими конструкциями с союзом как
Схема 7. Сложноподчинённые предложения с двумя или несколькими придаточными
Схема 8. Знаки препинания в предложениях с союзом и
Схема 9. Знаки препинания между частями бессоюзного сложного предложения
Схема 10. Знаки препинания в предложениях с прямой речью
Схема 11. Знаки препинания в предложениях с цитатами
Теоретические вопросы для обобщающего повторения курса русского языка
|