ПОСОБИЕ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В СТАРШИХ КЛАССАХ

Пособие по русскому языку Греков

Пособие для занятий по русскому языку в старших классах/ В. Ф. Греков, В. В. Чижов. — М.: ООО «Издательство Оникс»: 000 «Издательство «Мир и Образование», 2008. — 512 с.

Пособие содержит теоретические сведения по орфографии, пунктуации, фонетике, лексике и фразеологии, словообразованию, морфологии, синтаксису, культуре речи и стилистике.
Новое издание пособия существенно переработано в соответствии с программой по русскому языку в старших классах. Увеличено количество упражнений различной степени сложности, в которых учитываются типичные для учащихся ошибки.
Книга предназначена для школьников старших классов и абитуриентов, учителей русского языка и преподавателей подготовительных курсов вузов.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Учебное пособие предназначается для занятий по русскому языку в старших классах общеобразовательной школы, а также для тех, кто хочет самостоятельно повторить курс русского языка. Его главная цель — помочь учащимся овладеть навыками грамотного письма. Основное место в книге занимает материал по орфографии и пунктуации. Орфографические и пунктуационные правила излагаются достаточно подробно и закрепляются значительным количеством упражнений различной степени сложности. При этом наибольшее внимание уделяется трудным случаям правописания. Кратко рассказывается также об основных принципах русской орфографии и пунктуации и разъясняется социальная значимость норм правописания.
В книге приводятся сведения по всем разделам курса русского языка — лексике, фонетике, словообразованию, морфологии, синтаксису и стилистике. Даются схемы и образцы всех видов разбора — фонетического, морфемного и словообразовательного, морфологического, синтаксического, анализа текстов разных стилей и жанров.
Система упражнений пособия построена таким образом, что она даёт возможность для комплексного построения занятий по русскому языку, при котором повторение орфографии и пунктуации сочетается с разбором языковых элементов и смысловым, речеведческим и языковым анализом текста. Последовательно включаются упражнения с орфографическим словарём.
Повышению культуры речи учащихся способствует широко представленный в книге материал по лексической и грамматической стилистике: подробно комментируются типичные недочёты и ошибки в употреблении слов, морфологических форм и синтаксических конструкций, предлагаются упражнения по их анализу и устранению.
Сделана также попытка более тесно связать работу по русскому языку с работой по литературе. В качестве текстов используются отрывки из художественных произведений, соответствующих программе по русскому языку и литературе, высказывания выдающихся критиков, известных исследователей литературы, учёных, публицистов и др. Предлагается материал для составления планов, конспектов, те­зисов.
Систематизируя и углубляя знания по русскому языку, пособие будет полезно учащимся при самостоятельной подготовке к зачётам, контрольным и проверочным работам.

ВВЕДЕНИЕ

§1.О русском языке

Язык относится к тем общественным явлениям, которые действуют на протяжении всего существования человеческого общества. Главное назначение языка (или его функция) — служить средством общения людей. Выполнение этой роли языка определяется тем, что он неразрывно связан с мышлением, сознанием людей, служит средством формирования и выражения их мыслей. В словах, словосочетаниях, предложениях закрепляются результаты познавательной деятельности человека, отражается его разносторонний опыт.
Являясь средством общения, язык тесно связан с жизнью общества, постоянно развивается и совершенствуется. Яснее всего изменения, происходящие в языке, обнаруживаются в его словарном составе, так как именно он наиболее быстро реагирует на из­менения в общественной жизни. Так, например, большое число слов с течением времени, с изменением общественного устройства выходит из активного словоупотребления, становится историзмами: придворный, земство, городовой, табель о рангах и т. д. В то же время русский язык пополняется словами, отображающими новые понятия, явления, новые общественные условия, например: компьютер, новатор, спутник, луноход, реактор, дискотека и др. Ряд слов, имевшихся и ранее в словарном составе русского языка, был переосмыслен, приобрёл новое содержание. Ср. современные значения таких, например, слов, как рынок (рыночная экономика), династия (актёрская династия).
Среди более чем двух с половиной тысяч языков, известных на земном шаре, к числу наиболее распространённых принадлежит русский язык, национальный язык русского народа, включающий в себя всё многообразие языковых средств, которые используют в своём общении русские люди. Вместе с украинским и белорусским он входит в восточнославянскую группу языков.
Русский язык имеет большое международное значение. Он относится к числу наиболее распространённых языков мира, является одним из рабочих и официальных языков Организации Объединенных Наций, на нём написаны важнейшие международные договоры и соглашения, создана богатейшая литература — художественная, общественно-политическая, научно-техническая.
Высшей формой русского языка является л и т е р а т у р н ы й язык, т. е. обработанная часть общенационального языка, обладающая письменно закреплёнными нормами. Литературный язык — это язык науки и школы, газет и журналов, документов и художественной литературы, театра, радио, телевидения, язык повседневного общения культурных людей.
В связи с всеобщим распространением грамотности, развитием среднего и высшего образования число носителей литературного языка растёт.
Литературный язык функционирует в двух формах:  письменной и устной. Важнейшей его особенностью, как уже сказано, является наличие норм - исторически сложившихся образцов и правил, которым подчиняются произношение, выбор слов, употребление грамматических форм, построение словосочетаний и предложений, единообразная передача на письме звучащей речи (слов, предложений и их частей). Таким образом, нормы охватывают как устную, так и письменную речь, произношение, лексику, грамматику, правописание. Например, в литературном языке не принято произносить «хозяевА», «магАзин», «сантИметр» (надо: хозЯева, магазИн, сантимЕтр); нельзя пользоваться такими словами, как «баской», «дюже», «зазря» (вместо них употребляются красивый, очень, напрасно или зря); недопустимо употребление таких форм, как «местов», «падежов», «туфлей», «ехай», «хочем» (следует: мест, падежей, туфель, поезжай, хотим); не соответствуют нормам такие словосочетания, как «поделиться о впечатлениях», «указать о недостатках», «уверенность в успех» (следует говорить: поделиться впечатлениями, указать на недостатки, уверенность в успехе), и т. д.
Наличие норм, в выработке, становлении и укреплении которых выдающуюся роль сыграли писатели, учёные, публицисты, общественные деятели, создаёт единство русского литературного языка, способствует его всеобщему, повсеместному употреблению.
Очень важно для каждого члена общества владение нормами правописания (орфографии и пунктуации). Соблюдение этих норм, которые чаще всего раскрываются в формулировках правил, облегчает процесс письменного общения людей, экономит их время при чтении, помогает быстрому восприятию и пониманию написанного. Наоборот, любое нарушение норм правописания так или иначе мешает читающему сосредоточиться на содержании, отвлекает наше внимание. Известный русский языковед академик Л. В. Щёрба, подчёркивая важную социальную роль правописания, говорил: «Безграмотное писание читать трудно, точно едешь в таратайке по мёрзлой дороге. Так что писать грамотно требует социальная порядочность, уважение ко времени своего соседа».
Речь культурного, образованного человека должна быть содержательной, аргументированной, правильной, точной и выразительной. Содержательность, аргументированность речи обусловлена хорошим знанием фактического материала, умением последовательно, логично и доказательно излагать свои мысли. Правильность речи обеспечивается знанием норм русского литературного языка, а её точность — умелым выбором нужного слова, внимательным отношением к построению предложений. Выразительность речи связана со свободным владением всеми языковыми средствами, стилистическими ресурсами нашего языка. Нужно помнить: чем содержательнее, правильнее, точнее и выразительнее речь, тем она убедительнее, доступнее для понимания.

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие
ВВЕДЕНИЕ
§1. О русском языке
Порядок и образцы различных видов разбора
ЛЕКСИКА. ТЕКСТ. ФОНЕТИКА (Краткие сведения)
§ 2. Слово и его лексическое значение. Точность словоупотребления
§ 3. Многозначные слова и их употребление
§ 4. Омонимы и их употребление
§ 5. Употребление синонимов и антонимов
§ 6. Употребление стилистически ограниченной лексики
§ 7. Заимствованные слова и их употребление
§ 8. Употребление устаревших слов и неологизмов
§ 9. Употребление фразеологизмов
§ 10. Изобразительно-выразительные средства языка
§ 11. Словари русского языка
§ 12. Текст
§ 13. Сочинение-рассуждение по данному тексту
§ 14. Фонетика
§ 15. Произношение некоторых звуков и сочетаний звуков
§ 16. Употребление букв э и е
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ
§ 17. Краткие сведения о русской орфографии
§ 18. Употребление прописных букв
§ 19. Употребление ь для обозначения на письме мягкости согласных
§ 20. Употребление ь для обозначения грамматических форм
§ 21. Состав слова. Употребление однокоренных слов. Способы образования слов
§ 22. Правописание безударных гласных корня слова
§ 23. Чередование гласных в корнях слов
§ 24. Правописание глухих и звонких согласных. Непроизносимые согласные
§ 25. Двойные согласные
§ 26. Правописание приставок, не изменяющихся и изменяющихся на письме
§ 27. Приставки пре- и при-
§ 28. Правописание на стыке приставки и корня. Сочетание согласных букв
§ 29. Международные словообразовательные элементы
§ 30. Общие правила правописания сложных слов
§ 31. Правописание гласных после шипящих и ц
§ 32. Перенос слов
§ 33. Обзор правописания корней и приставок
Части речи
Имя существительное
§ 34. Род и число существительных
§ 35. Правописание в и е в родительном, дательном и предложном падежах единственного числа
§ 36. Именительный падеж множественного числа некоторых существительных мужского рода
§ 37. Правописание существительных в родительном падеже множественного числа
§ 38. Правописание суффиксов существительных
§ 39. Правописание сложных имён существительных
Имя прилагательное
§40. Употребление некоторых форм прилагательных
§41. Правописание окончаний имён прилагательных
§ 42. Правописание творительного падежа некоторых фамилий и названий населённых пунктов
§ 43. Правописание прилагательных с суффиксами
§ 44. Правописание сложных прилагательных
Имя числительное
§ 45. Значение и употребление числительных
§ 46. Правописание числительных
Местоимение
§ 47. Значение и употребление местоимений
§ 48. Правописание неопределённых и отрицательных местоимений
§ 49. Обзор правописания именных частей речи
Глагол
§ 50. Спряжение глаголов
§ 51. Правописание глаголов
Причастие
§ 52. Изменение причастий
§ 53. Правописание суффиксов причастий
§ 54. Обзор правописания глаголов и причастий
§ 55. Краткие и полные страдательные причастия
§ 56. Правописание н и нн в прилагательных и причастиях
Деепричастие
§ 57. Употребление деепричастий
Наречие
§ 58. Правописание наречий
§ 59. Обзор правописания н — нн
Предлоги
§ 60. Употребление некоторых предлогов
§ 61. Правописание предлогов
Союзы
§ 62. Правописание союзов
Частицы
§ 63. Раздельные написания частиц и написания через дефис
§ 64. Обзор правописания наречий и служебных частей речи
§ 65. Правописание не с различными частями речи
§ 66. Правописание частицы ни
§ 67. Обзор правописания не — ни
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ
Простое предложение
§ 68. Предложения повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные предложения
§ 69. Некоторые случаи согласования в числе сказуемого с подлежащим
§ 70. Именительный и творительный падежи в сказуемом
§ 71. Тире между подлежащим и сказуемым
§ 72. Родительный падеж при глаголах с отрицанием
§ 73. Управление при словах, близких по значению
§ 74. Падеж определений, включённых в сочетание, состоящее из числительного два, три или четыре и существительного в родительном падеже
§ 75. Различие предлогов на — сие — из при обозначении места
§ 76. Предложения двусоставные и односоставные. Неполные предложения
Предложения с однородными членами
§ 77. Знаки препинания между однородными членами
§ 78. Однородные и неоднородные определения
§ 79. Согласование в предложениях с однородными членами
§ 80. Обзор употребления разделительных знаков препинания в простом предложении
Предложения с обособленными и уточняющими членами
§ 81. Обособление определений
§ 82. Построение оборотов с распространёнными определениями, выраженными причастиями и прилагательными
§ 83. Обособленные приложения и дополнения
§ 84. Обособление обстоятельств
§ 85. Уточняющие обстоятельства
§ 86. Сравнительные обороты
Вводные слова, обращения и междометия
§ 87. Вводные слова и предложения
§ 88. Обращение. Междометия и слова-предложения да и нет
§ 89. Обзор употребления выделительных знаков препинания в простом предложении
Сложное предложение
Сложносочинённое предложение
§ 90. Знаки препинания в сложносочинённом предложении
Сложноподчинённое предложение
§ 91. Сложноподчинённые предложения с одним придаточным
§ 92. Замена придаточных предложений причастными и деепричастными оборотами
§ 93. Сложноподчинённые предложения с двумя или несколькими придаточными
§ 94. Некоторые недочёты и ошибки в построении сложноподчинённых предложений
Бессоюзное сложное предложение
§ 95. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении
Сложные предложения с разными видами связи
§ 96. Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи
§ 97. Обзор пунктуации в сложном предложении
Прямая и косвенная речь
§ 98. Прямая речь
§ 99. Замена прямой речи косвенной
§ 100. Знаки препинания при цитатах
Употребление знаков препинания (Свод правил)
Упражнения к своду «Знаки препинания»
Контрольные упражнения на всё пройденное
Список условных сокращений

Скачать книгу
Смотри другие книги и пособия для подготовки к ЕГЭ

В начало страницы