РУССКИЙ ЯЗЫК 10-11 КЛАССЫ. ГРЕКОВ, КРЮЧКОВ, ЧЕШКО

Русский язык 10-11 классы Греков, Чижов, Чешко

Русский язык. 10—11 классы : учеб. для общеобразоват. учреждений /
В. Ф. Греков, С. Е. Крючков, Л. А. Чешко. — 4-е изд. — М. : Просвещение, 2011. — 368 с.

Учебник поможет учащимся систематизировать и обобщить полученные знания по русскому языку.
В книге значительное место отводится работе с текстами из художественных произведений, которые в настоящее время изучаются на уроках литературы и входят в школьную программу.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Основные задачи данного учебника: 1) закрепить орфографические и пунктуационные навыки учащихся на базе повторения грамматики и осознания сущности русской орфографии и пунктуации; 2) расширить лексический запас учащихся; 3) углубить представления старшеклассников о стилистике современного русского литературного языка; 4) познакомить учащихся с лексико-грамматическими нормами языка.
Практическая направленность учебника обусловила его содержание, структуру в целом и построение отдельных глав. Орфографические и пунктуационные правила, а так­же краткие сведения по лексике, орфоэпии, грамматике и стилистике предназначены для самостоятельной работы учащихся. Большая часть таких сведений должна быть уже знакома ученикам из курса девятилетней школы.
Сложность работы по русскому языку в старших классах обусловливается разным уровнем подготовки учащихся. Это определило характер упражнений — от очень простых до сравнительно сложных.
Вне зависимости от издания сложившаяся структура учебника сохраняется. В то же время в книгу внесены существенные дополнения, связанные преимущественно с обновлением ряда текстов, увеличением количества заданий комплексного характера, а также с включением в неё ряда новых тем — «Понятие о норме русского литературного языка», «Тропы как выразительные средства языка», «Фигуры речи как выразительные средства языка» и др.

§ 1.   РУССКИЙ ЯЗЫК В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Русский язык — это национальный язык великого русского народа, включающий в себя всё многообразие языковых средств, которые используют в своём общении русские люди. Он принадлежит к числу наиболее распространённых языков мира. В настоящее время на нём говорят более 230 миллионов человек. Русский язык относится к индоевропейской семье языков и вместе с украинским и белорусским входит в группу восточнославянских языков. В Российской Федерации и республиках СНГ русский язык выступает в качестве средства межнационального общения.
В соответствии с Конституцией РФ русский язык является государственным языком.
Русский язык имеет большое международное значение. Он входит в число мировых языков, является одним из рабочих языков Организации Объединённых Наций, на нём написаны важнейшие международные договоры и соглашения, проводятся конференции и симпозиумы.
Русский язык неоднороден по составу: он включает литературный язык, диалекты, просторечие и жаргоны.
Высшей формой русского языка является литературный язык. Это язык науки и школы, публицистики, деловых документов, художественной литературы, театра, радио, телевидения, язык повседневного общения культур­ных людей. Литературный язык характеризуется системой норм, в создании которых выдающуюся роль сыграли русские писатели, учёные, публицисты, общественные деятели.
Мощь и богатство русского языка отмечали писатели-классики. Ещё М. В. Ломоносов находил в русском языке «великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того, богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языков». И. С. Тургенев называл русский язык «великим, могучим, правдивым и свободным».
Богатство русского языка, его огромная роль в жизни нашей страны и на мировой арене обязывают нас серьёзно
и внимательно изучать его, постоянно совершенствовать в этой области свои знания, умения и навыки.
Уместно вспомнить французского просветителя XVIII в. Вольтера, который считал, что чужой язык можно выучить за полгода, родной же — изучать всю жизнь.

1. Назовите микротемы текста § 1. Чем, по-вашему, объясняется его деление именно на эти абзацы? Найдите в толковом словаре русского языка слово язык. Определите, однозначное оно или многозначное. Выпишите из «Школьного фразеологического словаря русского языка» В. П. Жукова, А. В. Жукова 3—4 фразеологизма со словом язык, объясните их значение.

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие
§ 1. Русский язык в современном мире
§ 2. Стили и типы речи
§ 3. Понятие о норме литературного языка. Типы норм

ЛЕКСИКА

§ 4. Слово и его лексическое значение. Точность словоупотребления
§ 5. Многозначные слова и их употребление
§ 6. Тропы как выразительные средства языка
§ 7. Омонимы и их употребление
§ 8. Употребление синонимов и антонимов
§ 9. Употребление стилистически ограниченной лексики
§ 10. Заимствованные слова и их употребление
§ 11. Употребление устаревших слов и неологизмов
§ 12. Употребление фразеологизмов
§ 13. Фигуры речи как выразительные средства языка
§ 14. Словари русского языка

ОРФОЭПИЯ

§ 15. Орфоэпические нормы русского языка

МОРФЕМИКА. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ОРФОГРАФИЯ

§ 16. Принципы русской орфографии
§ 17. Употребление прописных букв
§ 18. Употребление ъ для обозначения на письме мягкости согласных 85
§ 19. Употребление ь для обозначения грамматических форм
§ 20. Состав слова. Употребление однокоренных слов
§ 21. Основные способы образования слов
§ 22. Правописание гласных в корне слова
§ 23. Правописание гласных после шипящих и ц
§ 24. Правописание согласных в корне слова
§ 25. Двойные согласные
§ 26. Международные словообразовательные элементы
§ 27. Правописание приставок, не изменяющихся и изменяющихся на письме
§ 28. Правописание приставок пре- и при-
§ 29. Сочетания согласных на стыке приставки и корня
§ 30. Употребление разделительных ъ и ь
§ 31. Буквы ы и и после приставок
§ 32. Буквы е и о после шипящих и ц
§ 33. Общие правила правописания сложных слов
§ 34. Правила переноса слов

МОРФОЛОГИЯ

Самостоятельные части речи
Имя существительное
§ 35. Род и число существительных
§ 36. Правописание и и е в родительном, дательном и предложном падежах единственного числа
§ 37. Именительный падеж множественного числа некоторых существительных мужского рода
§ 38. Правописание существительных в родительном падеже множественного числа
§ 39. Правописание фамилий и названий населённых пунктов в творительном падеже
§ 40. Правописание суффиксов имён существительных
§ 41. Правописание сложных имён существительных
Имя прилагательное
§ 42. Употребление некоторых форм прилагательных
§ 43. Правописание окончаний имён прилагательных
§ 44. Правописание суффиксов имён прилагательных
§ 45. Правописание сложных имён прилагательных
Имя числительное
§ 46. Правописание и употребление числительных
Местоимение
§ 47. Особенности употребления местоимений
§ 48. Правописание неопределённых и отрицательных местоимений
Глагол
§ 49. Спряжение глаголов
§ 50. Правописание глаголов
Причастие
§ 51. Образование причастий
§ 52. Правописание суффиксов причастий
§ 53. Краткие и полные страдательные причастия
§ 54. Правописание н и нн в прилагательных и причастиях
Деепричастие
§ 55. Значение и употребление деепричастий
Наречие
§ 56. Правописание наречий
§ 57. Правописание н и нн в словах разных частей речи
Служебные части речи
Предлоги
§ 58. Особенности употребления некоторых предлогов
§ 59. Правописание предлогов
Союзы
§ 60. Правописание союзов
Частицы
§ 61. Раздельное и дефисное написание частиц
§ 62. Правописание не со словами разных частей речи
§ 63. Правописание частицы ни

СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ

§ 64. Основные принципы русской пунктуации
Простое предложение
§ 65. Предложения повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные предложения
§ 66. Предложения двусоставные и односоставные. Неполные предложения
§ 67. Тире между подлежащим и сказуемым
§ 68. Некоторые случаи согласования в числе сказуемого с подлежащим
Особенности употребления второстепенных членов предложения
§ 69. Дополнение в форме родительного падежа при глаголах с отрицанием
§ 70. Управление при словах, близких по значению
§ 71. Падеж определений, включённых в сочетание, состоящее из числительного два, три или четыре и существительного в родительном падеже
Предложения с однородными членами
§ 72. Знаки препинания между однородными членами
§ 73. Однородные и неоднородные определения
§ 74. Согласование в предложениях с однородными членами
Предложения с обособленными и уточняющими членами предложения
§ 75. Обособление определений
§ 76. Построение оборотов с распространёнными определениями, выраженными причастиями и прилагательными
§ 77. Обособленные приложения и дополнения
§ 78. Обособление обстоятельств
§ 79. Уточняющие обстоятельства
§ 80. Сравнительные обороты
Вводные слова, обращения и междометия
§ 81. Вводные слова, вводные предложения и вставные конструкции
§ 82. Обращение. Междометия в составе предложения и слова-предложения да и нет
Сложное предложение
Сложносочинённое предложение
§ 83. Знаки препинания в сложносочинённом предложении
Сложноподчинённое предложение
§ 84. Сложноподчинённые предложения с одним придаточным
§ 85. Синонимия сложноподчинённых предложений и предложений с причастными и деепричастными оборотами
§ 86. Сложноподчинённые предложения с двумя или несколькими придаточными
§ 87. Некоторые недочёты и ошибки в построении сложноподчинённых предложений
Бессоюзное сложное предложение
§ 88. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении
Сложные предложения с разными видами связи
§ 89. Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи
Прямая и косвенная речь
§ 90. Прямая речь
§ 91. Замена прямой речи косвенной
§ 92. Знаки препинания при цитатах
Свод пунктуационных правил
Контрольно-обобщающие упражнения
Список условных сокращений

Скачать книгу
Смотри другие книги и пособия для подготовки к ЕГЭ

В начало страницы