|
Хомченко И. Г. Решение задач по химии.— М.: РИА «Новая волна»: Издатель Умеренков, 2010.— 256 с.
Настоящее издание является дополнением к книге И. Г. Хомченко «Сборник задач и упражнений для средней школы» (М., 1996-2010).
В нем даны решения типовых задач из указанного выше сборника, а также задач, вызывающих наибольшие трудности у преподавателей и учащихся.
Издание предназначено для преподавателей химии, а также может быть рекомендовано для самостоятельной работы при подготовке к поступлению в вуз.
|
ПРЕДИСЛОВИЕ
Предлагаемое учебное пособие является дополнением к книге И.Г. Хомченко «Сборник задач и упражнений по химии для средней школы», которая выпускается издательством «Новая волна» с 1996 г. Оно может использоваться и как самостоятельное пособие по решению химических задач.
Решение расчетных задач — очень важный элемент в изучении химии. Эти задачи часто вызывают большие трудности у учащихся. Основная цель настоящего пособия — оказать помощь тем, кто изучает химию, выработать подход к решению.
В настоящей книге даны решения не всех задач из указанного выше «Сборника», а только типовых и наиболее сложных. По таблице, приведенной во введении, легко найти номер решения, соответствующего номеру примера в «Сборнике», или типовую задачу из него, ход решения которой аналогичен (иногда — лишь с небольшими изменениями).
Решения задач даны в наиболее строгой форме. Многие действия могут показаться очевидными и ненужными. Например, при переходе от объема воды к ее массе некоторые считают не обязательным записывать умножение объема на плотность, равную 1 г/мл. Однако, по нашему мнению, эти вроде бы очевидные действия следует показывать в решении, чтобы был виден переход от одной физической величины к другой (в данном примере — от объема воды к ее массе).
Дам еще несколько общих советов тем, кто решает задачи. Прочтя условие, вы должны уяснить, какие химические явления лежат в основе данной задачи. Если вам это неясно, необходимо изучить этот раздел по учебной литературе.
Далее — важный этап решения: надо определить и записать, что дано в условии задачи, а что необходимо определить. При этом надо дать всем данным задачи обозначения. Форма записи условий задачи в тетради не имеет особого значения: вы можете использовать ту, которая дается в пособии, или ту, которую рекомендует ваш преподаватель. При записи решения надо использовать общепринятые для химической литературы обозначения физических величин. Наиболее распространенные обозначения даны в приложении.
При решении химических задач особенно важно уметь делать расчеты по химическим формулам и уравнениям — это наиболее распространенные химические расчеты, поэтому им надо уделять особое внимание. Необходимо при взгляде на формулу вещества или уравнение реакции сразу понимать, в каких отношениях соединяются элементы или взаимодействуют вещества. Это является основой для большинства химических расчетов.
Желаю успехов в изучении химии!
И.Г. Хомченко
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ХИМИИ
2. КИСЛОРОД. ОКСИДЫ. ГОРЕНИЕ
3. ВОДОРОД. КИСЛОТЫ. СОЛИ
4. РАСТВОРЫ. ВОДА- ОСНОВАНИЯ
5. КЛАССЫ НЕОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ.ИЗОТОПЫ
6. ЗАКОН АВОГАДРО. ГАЛОГЕНЫ
7. р-ЭЛЕМЕНТЫ VI ГРУППЫ ПЕРИОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ Д.И. МЕНДЕЛЕЕВА. СКОРОСТЬ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ
8. ЭЛЕМЕНТЫ V И IV ГРУПП ПЕРИОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ Д.И. МЕНДЕЛЕЕВА
9. МЕТАЛЛЫ
10. ПРЕДЕЛЬНЫЕ УГЛЕВОДОРОДЫ
11. НЕПРЕДЕЛЬНЫЕ УГЛЕВОДОРОДЫ
12. АРОМАТИЧЕСКИЕ УГЛЕВОДОРОДЫ ПРИРОДНЫЕ ИСТОЧНИКИ УГЛЕВОДОРОДОВ
13. КИСЛОРОДСОДЕРЖАЩИЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ
14. АЗОТСОДЕРЖАЩИЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ
|