От автора
Предлагаемое пособие представляет собой подробные поурочные разработки по курсу «Физика» для 9 класса средней общеобразовательной школы.
Первая часть поурочных разработок предназначена учителям, работающим по учебнику «Физика. 9 кл.» (А.В. Перышкин. - М.: Дрофа).
Вторая часть разработок дается по учебнику «Физика. 9 кл.» (СВ. Громов, Н.А. Родина. - М.: Просвещение).
Практические задания (решения задач) адаптированы на «Сборник задач по физике для 7-9 классов» (В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. - М.: Просвещение).
Цель данного пособия - оказать методическую помощь учителям в процессе подготовки к уроку, помочь в распределении материала по урокам и его систематизации. Для каждого урока определены: цель, оборудование, вид демонстрационного эксперимента, план изложения нового материала, примерное домашнее задание. В данной книге учитель сможет найти все, что ему необходимо для подготовки к урокам: подробные поурочные разработки, методические советы и рекомендации, разноуровневые контрольные работы по каждому изучаемому разделу, тестовые и проверочные задания. В пособии представлены и альтернативные формы проведения уроков: уроки-игры, викторины, КВНы.
2-е издание пособия содержит обновленный комплект уроков, новые варианты их проведения, дополнительный материал к урокам.
Пособие имеет автономный характер - в принципе его одного достаточно для квалифицированной подготовки учителя к занятию, однако оно может использоваться и в сочетании с другими учебно-методическими пособиями. Педагог может заимствовать полностью предлагаемые сценарии уроков, либо использовать их частично, встраивая в собственный план урока.
Надеемся, что эта книга не обманет ваших ожиданий и действительно поможет в педагогической деятельности.
Глава I
ЗАКОНЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ДВИЖЕНИЯ ТЕЛ
Урок 1 Механика. Механическое движение
Цели урока:
Объяснить необходимость изучения механики. Показать возможности ее практического применения. Сформировать у учащихся представление о материальной точке.
Ход урока
I. Вступление
Во вступительной части учитель рассказывает, что будут изучать учащиеся в этом учебном году, какие задания их ждут. Так же необходимо напомнить технику безопасности на уроках физики и во время проведения лабораторных работ.
Далее необходимо вспомнить, что такое физика.
Физика - это наука, занимающаяся изучением самых общих свойств окружающего нас материального мира.
Физика - наука экспериментальная, ее цели, во-первых, отыскать наиболее общие законы природы, во-вторых, объяснить конкретные процессы действием этих общих (фундаментальных) законов. В то же время физика и количественная наука. Все основные законы физики формируются на математическом языке. И этот язык надо знать, а он не прост.
Основные разделы физики:
- Механика
- Термодинамика
- Электродинамика
II. Новый материал
Механика, к изучению основ которой мы приступаем, - это наука о движении и взаимодействии макроскопических (от греческого слова makros- большой, длинный) тел. Название «механика» происходит от греческого слова mechanike, что означает наука о машинах, искусство постройки машин. Первые простейшие машины (рычаг, клин, колесо, наклонная плоскость и т.д.), которые теперь называют простыми механизмами, появились в древности. Первое орудие человека - палка - это рычаг. Каменный топор - сочетание рычага и клина. Колесо появилось в бронзовом веке, позже стали применять наклонную плоскость.
Уже в V в. до н. э. в афинской армии применялись стенобитные машины -тараны, метательные приспособления - баллисты и катапульты. Строительство плотин, мостов, пирамид, а также ремесленное производство, с одной стороны, способствовали накоплению знанию о механических явлениях, а с другой стороны, - требовали от них новых знаний. В ответ на запросы практики в новых знаниях и возникла наука механика.
Первые дошедшие до нас сочинения по механике, в которых описаны простейшие машины, принадлежат ученым Древней Греции. К ним относится сочинение «Физика» Аристотеля (IV в. до н.э.), в котором впервые введен в науку термин «механика». В III в. до н.э. древнегреческий ученый Архимед впервые применил математику для анализа и описания механических явлений. Архимед сформулироьал закон равновесия рычага и закон плавания тел. С этого времени начинается развитие механики как науки.
Новый этап связан с работой Г. Галилея, сформулирован закон инерции, установил законы падения тел и колебаний маятника. Английский физик И. Ньютон, опираясь на работы Галилея и его современников, а так же на результаты своих собственных исследований, создал цельное учение о механическом движении и взаимодействии тел, которое получило название классической механики. Классическая механика состоит из трех частей: кинематика, динамика, статика.
Слово кинематика происходит от греческого слова kinematos- движение. Кинематика изучает, как движется тело, но не изучает, почему тело движется так, а не иначе. Основными задачами кинематики являются:
а) Описание с помощью математических формул, графиков или таблиц совершаемых телом движений.
б) Определение кинематических величин, характеризующих это движение.
Для описания движения в кинематике вводятся специальные понятия (материальная точка, система отсчета, траектория) и величины (путь, перемещение, скорость, ускорение), которые важны не только в кинематике, но и в других разделах физики.
ОГЛАВЛЕНИЕ
От автора
Поурочные разработки по программе А.В. Перышкина.
Глава I. ЗАКОНЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ДВИЖЕНИЯ ТЕЛ
Глава II. МЕХАНИЧЕСКИЕ КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ. ЗВУК
Глава III. ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЕ ПОЛЕ
Глава IV. СТРОЕНИЕ АТОМА И АТОМНОГО ЯДРА.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭНЕРГИИ АТОМНЫХЯДЕР
Задачи повышенной сложности
Домашние экспериментальные задания
Поурочные разработки по программе СВ. Громова, Н.А. Родиной
Глава I. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ
Глава И. ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ ЯВЛЕНИЯ
Глава III. ОПТИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ.
Глава IV. ГРАВИТАЦИОННЫЕ ЯВЛЕНИЯ
Задачи повышенной сложности
Домашние экспериментальные задания
Литература
|