ФИЗИКА. 7КЛАСС. ГЕНДЕНШТЕЙН
|
Физика. 7 класс. В 2 ч. Ч. 1 : учебник для общеобразовательных учреждений /Л. Э. Генденштейн, А. Б. Кандалов ; под ред. В. А. Орлова, И. И. Ройзена. — 3-е изд., испр. — М. : Мнемозина, 2012. — 255 с. : ил.
Данный учебник является первым в линии учебников физики для основной школы, созданных одним коллективом авторов. Последовательность изложения материала в линии: 7-й класс — первые сведения о механических явлениях, давление в жидкостях и газах, работа и простые механизмы; 8-й класс — тепловые, электромагнитные, оптические явления; 9-й класс — механические, квантовые явления, строение и эволюция Вселенной. Все учебники двухуровневые: материал первого уровня адресован всем учащимся, материал второго уровня — прежде всего тем, кто заинтересуется физикой. Вопросы и задания в конце параграфов также разделены на два уровня сложности. Они были переработаны в соответствии с требованиями образовательного стандарта второго поколения: учащимся предлагаются творческие задания, направленные на обучение различным видам деятельности. Отличительной особенностью всех книг линии является большое количество цветных иллюстраций.
|
Об ЭТОМ УЧЕБНИКЕ
В соответствии с образовательным стандартом второго поколения учебник предлагает два уровня изучения предмета — базовый и повышенный, а также предусматривает деятельностный подход к обучению. Требования стандарта учтены следующим образом.
- Учебник является двухуровневым. Материал почти каждого параграфа разделён на две части. Первая часть соответствует базовому уровню и содержит опорные факты, необходимые для дальнейшего изучения предмета; она предназначена всем учащимся. Вторая часть (« Развитие темы ») — для учащихся, которые выбрали изучение предмета на повышенном уровне: здесь приведены дополнительные интересные сведения, обоснования опорных фактов, история физических открытий.
- Для организации диалоговой формы учебного процесса в текст параграфов органично включены устные вопросы и задачи.
- Самое главное в каждом параграфе собрано в рубрике « Что мы узнали». Это позволит ученику обобщить и лучше осознать изученное, поможет при повторении и ведении конспекта, избавив учителя от диктовки.
- Научить школьника решать задачи поможет постоянная рубрика «Решим задачу».
- Приведены описания и иллюстрации опытов, а в конце многих параграфов есть рубрика «Домашняя лаборатория», где предложены опыты и наблюдения, доступные каждому ученику.
- Значительное внимание в учебнике уделено овладению учащимися универсальными учебными действиями — умениями сравнивать, группировать и классифицировать объекты, анализировать, синтезировать и обобщать факты, устанавливать связи между явлениями, пользоваться аналогиями, переносить знания в новую ситуацию.
- Один параграф учебника рассчитан в среднем на одну учеб ную неделю (два урока). Параграфы разбиты на пункты, чтобы помочь учителю распределять материал по урокам.
- В учебнике приведены описания лабораторных работ, а также задания для проектной деятельности, в том числе коллективной.
Надеемся, что учебник пробудит у учеников интерес к замечательной науке — физике, которая является основой научно-технического прогресса.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Об этом учебнике
Глава 1. ФИЗИКА И ФИЗИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРИРОДЫ
§1. Физика — наука о природе
1. Законы природы
2. Физические тела
3. Физические явления
§2. Как физика изменяет мир и наше представление о нём
1. Как изменялось представление человека о Вселенной?
2. «Чудеса» современной техники
З. История часов
§ 3. Наблюдения и опыты. Научный метод
1. Наблюдения и опыты
2. Научный метод
3. Чем знаменита Пизанская башня?
§ 4. Физические величины и их измерение
1. Физические величины
2. Измерительные приборы
О 3. Погрешности измерений
О 4. Догадайся, как измерить!
О 5. О разных единицах длины — малых и больших
О 6. Можно ли расстояние измерять годами?
Глава 2. СТРОЕНИЕ ВЕЩЕСТВА
§5. Атомы и молекулы
1. Атомы
2. Молекулы
3. Размеры молекул и атомов
О 4. Действительно ли атом неделим?
О 5. Какие атомы самые распространённые?
О 6. «Живые» молекулы
§6. Движение и взаимодействие молекул
1. Движение молекул
2. Взаимодействие молекул
ОЗ. «Буря в стакане воды»
§7. Три состояния вещества
1. Газы
2. Жидкости
3. Твёрдые тела
О 4. Кристаллические и аморфные тела
О 5. Почему графит мягкий, а алмаз твёрдый?
О 6. Почему воздух не покидает Землю?
О 7. Почему капли круглые?
Глава 3. ДВИЖЕНИЕ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТЕЛ
§8. Механическое движение
1. Относительность движения
2. Траектория и путь
ОЗ. От чего зависит вид траектории тела?
О 4. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира
§ 9. Прямолинейное равномерное движение
1. Прямолинейное равномерное движение
2. Скорость прямолинейного равномерного движения
О 3. Скорость относительного движения двух тел
О 4. Рекорды скорости
§10. Графики прямолинейного равномерного движения
1. График зависимости пути от времени
О 2. График зависимости скорости от времени
§11. Неравномерное движение
1. Неравномерное движение
2. Средняя скорость неравномерного движения
О 3. Задачи, которые могут показаться одинаковыми
§ 12. Закон инерции. Масса тела
1. Как движется тело, если на него не действуют другие тела?
2. Масса тела
3. Как сравнить массы двух тел?
4. Измерение массы взвешиванием
§ 13. Плотность вещества
1. Плотность вещества
2. Значения плотности некоторых веществ
3. Примеры решения задач
4. Почему разрушаются горы?
О 5. Более трудные задачи
§14. Силы. Сила тяжести
1. Сила
2. Сила тяжести
ОЗ. Сила тяжести и всемирное тяготение
§15. Сила упругости. Вес
1. Сила упругости
2. Вес
ОЗ. Чем отличается вес от силы тяжести?
О 4. Вес тела на Луне, Юпитере и Солнце
О 5. Состояние невесомости
§ 16. Закон Гука. Равнодействующая
1. Закон Гука
2. Равнодействующая
О 3. Более трудные задачи
§17. Силы трения
1. Сила трения скольжения
2. Сила трения покоя
3. Сила трения качения
О 4. Почему поёт скрипка и зачем смазывают дверные петли?
О 5. Сила трения скольжения или сила трения покоя?
Глава 4. ДАВЛЕНИЕ. ЗАКОН АРХИМЕДА И ПЛАВАНИЕ ТЕЛ
§18. Давление твёрдых тел
1. Давление
2. Единица давления
О 3. Более трудные задачи
§19. Давление жидкостей и газов. Закон Паскаля
1. Давление жидкости
2. Давление газа
3. Закон Паскаля
4. Манометры
О 5. Как зависит давление газа от объёма и температуры?
О 6. Насосы
§20. Зависимость давления жидкости от глубины.
Закон сообщающихся сосудов
1. Зависимость давления жидкости от глубины
2. Закон сообщающихся сосудов
3. Шлюзы
О 4. Давление в океанских глубинах
О 5. Удивительный опыт Паскаля
О 6. Сообщающиеся сосуды с различными жидкостями
§21. Атмосферное давление
1. Атмосферное давление
2. Опыты по обнаружению и измерению атмосферного давления
3. Барометры
О 4. Как зависит атмосферное давление от высоты?
О 5. Мягкий и надёжный щит
О 6. Магдебургские полушария
О 7. Почему барометр «падает»?
§22. Выталкивающая сила. Закон Архимеда
1. Выталкивающая сила
2. Закон Архимеда
О 3. Доказательство закона Архимеда для тела произвольной формы
О 4. Легенда об Архимеде и гидростатическое взвешивание
§23. Плавание тел
1. Условия плавания тел
2. Воздухоплавание
ОЗ. Плавание судов
О 4. Управляемые воздушные шары
Глава 5. РАБОТА И ЭНЕРГИЯ
§24. Простые механизмы
1. Простые механизмы
2. Блоки
3. Наклонная плоскость
4. «Золотое правило» механики
О 5. Почему подвижный блок даёт выигрыш в силе в два раза?
О 6. Как с помощью неподвижного блока получить выигрыш в силе?
О 7. «Золотое правило» механики для гидравлического пресса
§25. Рычаг
1. Условие равновесия рычага
2. Рычаг и «золотое правило» механики
3. Как найти центр тяжести тела?
О 4. Правило моментов
О 5. Мог ли Архимед сдвинуть Землю?
§26. Механическая работа. Мощность
1. «Золотое правило» механики и механическая работа
2. Мощность
ОЗ. Тяжело, но механическая работа равна нулю
§ 27. Коэффициент полезного действия механизма
1. КПД простых механизмов
2. Как рассчитать КПД?
ОЗ. Пример решения более трудной задачи
§28. Механическая энергия
1. Энергия
2. Механическая энергия
3. Когда механическая энергия сохраняется?
4. Закон сохранения энергии
О 5. От великого заблуждения к великому открытию
ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Ответы на вопросы и задания
Рассказы об учёных
Предметно-именной указатель
|
В начало страницы
|