Об автоpax:
Н. К. Ханнанов — кандидат химических наук, заведующий лабораторией ИНИМ РАО
Г. Г. Никифоров — кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник ИСМО РАО
В. А. Орлов — кандидат педагогических наук, заведующий лабораторией ИСМО РАО
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Раздел I МЕХАНИКА
Тема 1. Кинематика
Тема 2. Динамика
Тема 3. Импульс. Энергия. Работа. Мощность
Тема 4. Статика и гидростатика
Тема 5. Колебания и волны
Раздел II МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА. ТЕРМОДИНАМИКА
Тема 6. Молекулярное строение вещества
Тема 7. Идеальный газ. Изопроцессы
Тема 8. Термодинамика
Тема 9. Агрегатные состояния вещества
Раздел III ЭЛЕКТРОДИНАМИКА
Тема 10. Закон Кулона и напряженность электрического поля
Тема 11. Потенциал поля. Поле плоского конденсатора. Энергия плоского конденсатора
Тема 12. Законы постоянного тока
Тема 13. Токи в разных средах
Тема 14. Магнитное поле. Движение частиц в магнитном поле
Тема 15. Явление электромагнитной индукции
Тема 16. Электромагнитные колебания и волны
Раздел IV ОПТИКА
Тема 17. Геометрическая оптика
Тема 18. Волновая оптика
Раздел V ОСНОВЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ТЕОРИИ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ
Тема 19. Специальная теория относительности
Раздел VI КВАНТОВАЯ ФИЗИКА
Тема 20. Фотонная теория света
Тема 21. Боровская модель атома
Тема 22. Физика атомного ядра
Раздел VII МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ И ФИЗИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА
Тема 23. Методы познания в физике
Ответы и решения
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
Данное пособие предназначено для подготовки к единому государственному экзамену (ЕГЭ) по физике в рамках традиционного изучения физики в школе или самоподготовки к ЕГЭ при повторении и закреплении материала перед экзаменом. Оно содержит задания на закрепление как основных понятий и законов физики, так и умения применять их при решении задач различного уровня сложности. Пособие отличается от традиционных задачников только формой самих заданий.
Задания типа А — это задания с выбором ответа, часто использующиеся при тестовой форме проверки знаний. Как и в ЕГЭ, вам придется выбрать один правильный ответ из четырех предложенных. Коды правильных ответов приведены в разделе «Ответы и решения». Заметим, что правильным ответом в таких заданиях может быть непривычный на первый взгляд ответ. Например, на вопрос «Как изменится данная величина?» правильным ответом может оказаться ответ «Не изменится». Или из четырех приведенных ответов правильным будет «Среди приведенных нет правильного ответа» или «Для однозначного ответа не хватает данных ».
Задания части В — это так называемые задачи на соответствие. В заданиях части В на соответствие представлено некоторое явление (процесс), в ходе которого изменяются какие-либо его характеристики (параметры). Эти характеристики перечислены в столбце «Физические величины» и обозначены как А, Б, В. Во втором столбце «Их изменения» цифрами 1, 2, 3 обозначен характер их изменения.
В результате решения необходимо установить соответствие между множеством (А, Б, В) и множеством (1, 2, 3).
Например, предлагается рассмотреть явление: в вертикальной трубе, из которой откачан воздух, свободно падает шарик. Требуется ответить на вопрос, что происходит с потенциальной энергией шарика в процессе падения. С кинетической? С полной механической энергией шарика? Однако ответ требуется оформить, анализируя таблицу.
В левой части таблицы приведены физические величины, а в правой — возможный характер их изменений.
В результате правильного решения будет установлено следующее соответствие: потенциальная энергия (А) — уменьшается (3), кинетическая энергия (Б) — увеличивается (2), полная механическая энергия (В) — не изменяется (1).
Затем правильный ответ, который задается последовательностью цифр 321, записывается в бланке ответов без пробелов и символов.
В 2010 году задания на получение числового ответа с внесением полученного числа в бланк ответа исключены из вариантов ЕГЭ.
Задания типа С требуют развернутого ответа со ссылкой на закон физики, который вы используете на каждом этапе решения, получения алгебраического ответа и затем получения числового ответа. Эти задания на ЕГЭ проверяются экспертами и здесь не так важна форма выражения числового ответа, важнее понимание физической сути задачи и правильный ход ее решения. В разделе «Ответы и решения» мы приводим примеры оформления приведенных заданий этого типа. Предлагаемый вариант может оказаться лишь одним из возможных вариантов решения или оформления решения. В нем может быть поясняющий чертеж (рисунок), ссылка на физические законы (правила, постулаты и т.д.), система уравнений, приводящая к правильному алгебраическому ответу, и числовой ответ с указанием единиц. В случае наличия слишком сложных алгебраических преобразований для получения числового ответа иногда допускается решение системы уравнений (или уравнения) в числовом виде. Однако в этом случае следует записать систему уравнений в буквенных обозначениях, а затем переписать ее с использованием числовых значений величин из условия задачи.
С 2011 года в вариантах ЕГЭ содержится 6 заданий типа С. Одно из них представляет собой качественный вопрос, который возможно не требует аналитического решения, но предполагает рассуждения со ссылкой на законы физики. Такие задания введены в версию сборника заданий ЕГЭ-2012.
Все задания, охватывающие курс физики, разбиты на 23 темы, в которых сгруппированы элементы содержания, прописанные в документе, определяющем содержание ЕГЭ по физике. Он называется «Кодификатор элементов содержания по физике для составления контрольных измерительных материалов (КИМ) единого государственного экзамена» (Приложение. Таблица 1). Задания, требующие знания понятий и законов, относящихся к этому элементу знаний, следуют после названия рубрики, повторяющей номер элемента и его название в «Кодификаторе». Если этот элемент знаний проверяется в ЕГЭ только на качественном уровне, значит, вы найдете в этой рубрике только задания типа А, и вам не надо будет решать по этой теме никаких расчетных задач. Если же в рамках ЕГЭ данный элемент знаний часто проверяется в расчетных задачах типа В или сложных задачах типа С, то задания такого типа будут приведены в данной рубрике. Мы также старались следовать принципу последовательного введения понятий в рамках традиционной последовательности их в курсе физики. Например, если в данной задаче необходимо применить и второй закон Ньютона (тема 2), и знание силы Лоренца (тема 14), то такая задача появится только в теме 14.
В построение данного сборника мы заложили еще один принцип: обучение анализу информации, относящейся к одному явлению, но представленной в разном виде. Почти каждый элемент знаний, содержащийся в «Кодификаторе», представлен в виде четырех заданий типа А. В первом задании требуется провести анализ чисто текстовой информации, т.е. показать понимание словесных конструкций. Во втором задании вам придется анализировать график или схему установки или извлекать числовые данные о процессе из чертежа, фотографии, рисунка. Третий тип заданий требует анализа функциональных зависимостей (формул), отражающих физические законы или понятия. Здесь не нужно точно рассчитывать числовое значение величины, но следует понимать, что она, например, увеличится в 2 раза, если другая, связанная с ней величина, уменьшится в 2 раза. К этой же категории относятся задания, в которых помимо чисто физических знаний требуется продемонстрировать умение преобразовывать формулы в алгебраическом виде. В четвертом задании требуется продемонстрировать умение оперировать числовой информацией. Это могут быть задания на поиск закономерностей в числовых таблицах или обычные расчетные задачи, в которых требуется оперирование размерными величинами, причем числовые значения этих величин могут быть как очень большими, так и очень малыми.
Таким образом, спектр заданий сборника, с одной стороны, охватывает все общеучебные навыки, которые вы осваиваете и на других предметах (литературе, истории, алгебре, геометрии, черчении). С другой стороны, он показывает, каким образом в ЕГЭ может быть задан вопрос о том или ином понятии или законе. Сборник поможет также тем, у кого в силу особенностей психики задания с определенным видом представления и анализ информации пока вызывают затруднения.
Обратите внимание на задания, сгруппированные в теме 23 «Методы познания в физике». Эта тема стала выделяться в отдельную тему курса физики недавно. До этого навыки, относящиеся к этой теме, закреплялись подспудно, на протяжении всего курса, поскольку физическим содержанием она связана со всеми остальными темами. Однако такого рода задания сейчас присутствуют в каждом варианте ЕГЭ по физике.
Еще раз повторим, подготовка к ЕГЭ не требует какого-то особого способа изучения физики: надо просто ее учить! Такая подготовка требует только приобретения некоторых навыков, связанных с пониманием формы вопросов, определяемой технологией проведения единого государственного экзамена. Надеемся, что наш сборник поможет вам в этом. Удачи!
Авторы
|