D_1.2C УСТРОЙСТВО И РЕМОНТ
БОКОВЫХ ОПОР КУЗОВА ЭЛЕКТРОВОЗОВ
ВЛ10

1  Краткая характеристика боковых опор кузова
 электровоза ВЛ10

На электровозах ВЛ10 выпуска ТЭВЗ до № 1707 и НЭВЗ до № 1297 передача вертикальной нагрузки от кузова на тележку осуществляется боковыми опорами. На электровозах более поздних выпусков, а также на электровозах ВЛ10у и ВЛ-11 применено люлечное подвешивание кузова.
Боковые опоры служат для смягчения ударов, возникающих при прохождении ходовыми частями электровоза неровностей пути. С этой целью они снабжены винтовыми цилиндрическими пружинами. Кроме того, боковые опоры должны демпфировать (гасить) относ и виляние тележек. С этой целью в них применяются элементы трения, в частность, скользуны. Вертикальные колебания кузова боковыми опорами не демпфируются, что вызывает необходимость применения вертикально установленных гидравлических гасителей колебаний между тележками и кузовом электровоза.
Рассмотрим конструкцию боковых опор электровоза ВЛ10 (смотри рисунок 1). Каждая секция кузова опирается на тележки в четырех точках; таким образом имеется четыре комплекта боковых опор на секцию, соответственно – восемь комплектов на электровоз.
Опора (или как мы его назвали выше – комплект опор) состоит из вваренных в шкворневую балку кузова двух стаканов-гнезд 7, выполненных отливкой из стали марки 12ГТЛ-1. К стакану 7 четырьмя болтами прикреплен направляющий стакан 9, который входит в другой, опорный, стакан 8. Поверхности трения между обоими стаканами облицованы марганцовистыми втулками. Между опорными фланцами стаканов 8 и 9 для обеспечения эла­стичности подвешивания кузова установлена пружина 12, имеющая под статической нагрузкой 6400 кгс жесткость 133 кгс/мм и про­гиб 48 мм.
Опорный стакан 8 в нижней части имеет выступ диаметром 130 мм и вы­сотой 4 мм, которым он входит в соответствующую выточку опо­ры 6, выполненной из стали 45 и имеющей каленую выпуклую ша­ровую поверхность радиусом 200 мм. Через шаровую поверхность опора сопрягается со скользуном 4, выполненным отливкой из бронзы ОЦС5-5-5 с последующей механической обработкой. Меж­ду стаканом и опорой размещены шайбы, которыми регулируют развеску электровоза, зазор между тележкой и кузовом, размер автосцепки по высоте.

Боковые опоры электровоза

Рисунок 1 – Боковые опоры кузова ВЛ10

Скользун установлен в масляной ванне, расположенной на боковине рамы тележки, На дне ванны приварен закаленный стальной наличник, по которому перемещаются с трением скользуны, обеспечивая более плавные повороты и смещения тележек относительно кузова и  препятствуя резкому вилянию и относу.
Масло в ванну заливают через маслопровод, состоящий из масленки, трубы и деталей смазочной арматуры. От попадания в ванну пыли, грязи, снега и т. д. она защищена крышкой 14 из листовой стали, имеющей отверстия для прохода опор и по пери­метру этих отверстий желоба под сальник.
Ограничение поперечной качки кузова осуществляется упором 16.  Зазор между упором и рамой 16±2 мм выдерживают набором подкладок. Данный зазор подлежит систематическому контролю при техническом обслуживании электровоза.
Перед посадкой кузова на тележку в стаканы 7 и 9 вставляют опорный стакан 8 с пружиной и временно скрепляют технологическим по­лым болтом. Затем к стаканам технологическим болтом присоединяют шаровую  с предварительно надетой крышкой, после чего производят посадку кузова; после посадки болты обязательно вынимают. При этом скользуны  выставляют по продольной оси боковин тележки с интервалом 325 мм и в ванну заливают масло осевое ГОСТ 610—72 зимой марки 3, летом марки Л в количестве 5 кг.
Уровень масла при этом должен быть по верхнему обрезу масленки, нижний допустимый уровень смазки может быть на 15—20 мм ниже обреза масленки. В эксплуатации необходимо регулярно контролировать уровень масла в масляной ванне, для чего достаточно отвернуть крышку масленки и проверить уровень масла визуально; при необходимости добавить.
Пружины, тарированные    под    нагрузкой    6400 кгс,    должны иметь высоту 280 мм. При меньшей высоте какой-либо пружины  данный размер нужно выдержать  посредством  постановки регулировочных шайб, располагая их между пружиной и стаканом. Поверхности трения стаканов  при сборке покрывают универсальной среднеплавкой смазкой УС-2 ГОСТ 1033—79.

В комплект входит чертеж боковых опор на формате А1
в программе "Компас 3D V15" (формат CDW)

Чертеж боковых опор кузов электровоза ВЛ10

Вернуться к списку работ