ЛЕВ УСПЕНСКИЙ. СЛОВО О СЛОВАХ

Занимательная орфография

Занимательная орфография : для   ст.   школ,   возраста / М.В. Панов; ил. В. С. Коноплянского.  — 
2-е  изд.  —  М. : Просвещение, 2010. - 160 с. :  ил.    -    (Твой    кругозор)

Книга выдающегося языковеда М. В. Панова в занимательной форме рассказывает, «как устроено наше письмо», как связано правописание с фонетикой и каковы основные принципы   орфографии в русском языке.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Не успел я дописать эту книгу, как получил несколько писем о ней. Наверное, И. С. Полупшённый, мой сосед, очень общительный, рассказал о ней своим знакомым. (О Полупшённом прочтете дальше, в самой книге.)
Вот одно письмо:
«Я часто делаю ошибки, просто ужас. А вы написали книгу против ошибок. Я быстро ее прочту и перестану ошибаться в буквах. Пришлите мне безошибочную книгу. Федя». (Письмо было с ошибками, я их исправил.)
Федя не понял, зачем написана эта книга. Может быть, Полупшённый ему неверно объяснил. Она — не пособие для неуспевающих по русскому языку. Тем, кто не в ладах с орфографией, она не поможет писать грамотно.
Эта книга рассказывает, как устроено наше письмо. Возьмем любую машину. Например, трактор. Будущие трактористы изучают, как он устроен, какие у него части, для чего они нужны, как друг с другом соединены, как они все вместе работают. Это полезные знания, они пригодятся. Но, узнав об устройстве трактора, еще не станешь трактористом. Не сядешь и не поедешь в поле на уборку хлеба. Вести трактор, управлять им, уметь со сноровкой на нем работать — этому надо учиться особо.
Так и здесь. Я рассказываю, как устроено наше письмо. Но умело владеть им, писать правильно, не ошибаться — это особое дело. Ему долго и упорно учат в школе. Для этого дела есть учебники, словари, справочники.
Правда, если знаешь устройство трактора, то и работать на нем научишься быстрее и лучше. Так и здесь: поняв, как устроено наше письмо, можно более сознательно, значит — более прочно, усвоить орфографические умения. Такая косвенная связь есть. Но не прямая: узнал устройство письма — поэтому перестал делать ошибки.
Я послал Феде не «Занимательную орфографию», а толстый орфографический словарь.

Пришло другое письмо:
«Глубокоуважаемый коллега!
Я с большим удовлетворением узнал, что Вы изучаете проблемы письма. Тема необыкновенно интересна! It is very interesting, как гово­рят англичане. Сколько здесь сложных вопросов! Например, соотношение перцептивной и сигнификативной функции буквенных знаков, типы их перекодирования в разных коммуникативных условиях — и так далее! Und so wetter, как говорят многие немецкие ученые!.. Не могли бы Вы мне посоветовать, где я могу приобрести Вашу книгу?
Целиком Ваш профессор Калач».

Профессор тоже не понял, какая это книга. Не трактат. Не новый вклад в науку. А рассказ для школьников, для того, чтобы они, читая, не скучали, не томились. А понимали, какое наше письмо, почему в нем должны быть именно такие правила.
Профессору Калачу послано вежливое разъяснение.

А потом зазвонил телефон.
—  Кто говорит?
—  Слон. Николай Сергеевич Слон.
—  Слон?
—  Да, это моя фамилия.  Не вы ли составляете «Занимательную орфографию»?
—  Я.
—  Оч-чень хорошо! Я вам вышлю наложенным платежом много кроссвордов, ребусов, песенок, загадок и прибауток.
—  Зачем же мне они?
—  Как зачем! Вы же знаете, что кроссворды и прибаутки состоят из слов? и слова надо писать правильно?  Вот, например, слово капуста. Вы горизонтально пишете в кроссворде: капуста, с буквой а. Вертикально через это слово проходит другое: сапог. Вы догадываетесь, что сапог, и пишите — сапог с буквой а. Кроссворд вам подсказал, как писать это слово! И капуста, и сапог — оба с а.
—   Можно преспокойно на перекрестке этих слов поставить о и оба их сразу написать неверно!
—  Зачем же писать о, если оба слова — через а? Кто сам себе враг, кто будет так неразумно поступать?
—  Не присылайте мне кроссвордов, ребусов, песенок, загадок и при­бауток!
—   Пришлю!
—  Не присылайте!
Еле-еле я его уговорил — не присылать. Я объяснил Н. С. Слону, что «Занимательная орфография» — не книжка для развлечения. Русское письмо устроено просто. Но тем не менее, чтобы понять его законы, нужен труд мысли. Многие страницы придется читать медленно, со вниманием, вдумываясь в текст. Нет, это не развлекательная книга, она требует серьезного чтения.
Кроссворды и прибаутки остались у Н. С. Слона.

И вдруг опять зазвонил телефон, да так громко!
-Тут автор «Занимательной орфографии»? Я растерялся и ответил:
-Тут.
- Это что же вы задумали? «Занимательная орфография»! Противоестественное сочетание слов! Орфография — и вдруг занимательная? Нет, орфография — это серьезно! Учить ее надо! Долбить! Долбить! Долбить! В орфографическом словаре — 110 тысяч слов. По 30 слов в день — вот порция для каждого ученика! — (Слово порция было сказано с особым удовольствием.) — Писать и в алфавитном порядке, и в полном беспорядке, слева направо, справа налево... Тогда за 10 лет можно одолеть весь словарь. И спрашивать! Не знаешь? — Кол тебе! И выговор! И никаких «Занимательных». Вы размягчаете волю, вы отвлекаетесь от дела, сочиняя все эти штучки. Чтобы больше этого не было. Понятно? Моя фамилия Сусликов. Ясно? Об исполнении доложить по адресу...
И он назвал адрес.
От Полупшённого я узнал, что это очень добродушный и симпатичный человек, пенсионер-садовник, но почему-то он решил, что с орфографией шутки плохи.
Но я и не шучу. Я хочу занимательно, то есть не скучно, но в то же время и серьезно рассказать о нашем письме. Орфографии от этого нет никакого ущерба. А удалось ли мне... Читателю виднее.

Вдруг принесли телеграмму: НИКАКИХ УЖ ЗАМУЖ НЕВТЕРПЕЖ тчк ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ знк вскл УРА знк вскл ВСЮДУ МЯГКИЙ ЗНАК тчк РЫСИСТЫЙ
Эту телеграмму я сразу понял, потому что знаком с Рысистым. Я ему говорил о своей книге. У него есть рационализаторское предложение: все наречия на шипящую писать с мягким знаком. Если пишут настежь, вскачь, навзничь, невмочь, наотмашь, то и наречия уж, замуж, нев­терпеж тоже надо писать с мягким знаком. Он всем досаждает своим требованием, как будто сам, по своему усмотрению, может менять пра­вописание. И хочет, чтобы я в книге писал эти наречия по-рысистому. Верно то, что наше письмо изменяется, отшлифовывается, улучшается. И будет, наверное, улучшаться. Но кустарщина здесь нетерпима. Нельзя каждому вразброд менять правила орфографии. Я пишу книгу о современном письме, а не о том, которое, возможно, когда-нибудь будет. И не о его возможных улучшениях. Это — другая тема.
Поэтому я телеграфировал Рысистому:
УЖ ЗАМУЖ НЕВТЕРПЕЖ НИКАКИХ МЯГКИХ ПАНОВ.
Читатель, я чувствую, ворчит:
—  Ну, это все автор выдумал.
Конечно, выдумал. Мне надо было объяснить, чего читатель не дол­ен ждать от книги и что он в ней найдет. С помощью Феди, Калача, Сусликова, Слона, Рысистого я это и сделал.

Все. Предисловию конец.

Скачать книгу
Смотри другие книги и пособия для подготовки к ЕГЭ

В начало страницы