РУССКИЙ ЯЗЫК. ГИА 9. СБОРНИК ЗАДАНИЙ

ГИА по русскому языку

Государственная итоговая аттестация. Русский язык: сборник заданий /Ю.Н. Гостева, И.П. Васильевых, Д.А. Хаустова.— М.: Издательство «Экзамен», 2013. — 255, [1] с. (Серия «ГИА. Сборник заданий»)

Пособие направлено на комплексную подготовку к Государственной итоговой аттестации и состоит из двух частей.
Первая часть включает методические рекомендации и практи­кум по написанию сжатого изложения.
Во второй части содержатся типовые тестовые задания ГИА от официальных разработчиков, позволяющие определить уровень подготовки учащегося к экзамену.
Издание рассчитано на учителей, методистов, репетиторов, учащихся старших классов.

 

Посмотрите и скачайте ДЕМО-2013 ГИА по русскому языку
Скачайте и прослушайте на своём плеере (mp3) тескт изложения ДЕМО-2013

ПРЕДИСЛОВИЕ

Издание адресовано вам, девятиклассники, и предназначено для подготовки к Государственной итоговой аттестации (ГИА)
Пособие состоит из двух частей: подготовки к написанию сжатого изложения и типовых тестовых заданий, созданных официальными разработчиками этих заданий.
Первая часть пособия познакомит вас с особенностями сжатого изложения (С1), способами и приемами сжатия текста, требованиями к работе. Задания и справочные материалы помогут отработать навыки выполнения этого сложного задания.
В этой части вы также найдете тексты изложений, которые были на экзамене в прошлом году. После каждого текста расписаны его микротемы.
К заданиям даны ответы.
Вторая часть пособия предлагает типовые тестовые задания в формате ГИА.
Выполняя эти задания, вы сможете оценить уровень своей подготовки к экзамену, и в случае неудачи отработать проблемные темы.
Ко всем тестам даны ответы.
Желаем успеха!

НАПИСАНИЕ СЖАТОГО ИЗЛОЖЕНИЯ

В этой части пособия предлагается материал для подготовки к написанию сжатого изложения. Но прежде следует разобраться, что же такое сжатое изложение, в чем его отличие от подробного, какие существуют приемы сжатия текста.
Сжатое изложение предполагает воспроизведение исходного тек­ста кратко, обобщенно, сохраняя при этом его основные стилевые и языковые особенности. При этом необходимо понять услышанный текст, осознать его, правильно выделить главную информацию и ос­тавить второстепенную.
Известны три   приема сжатия информации:

  1. исключение подробностей, деталей (удаление, исключение);
    Чем бы современный школьник ни занимался в будущем — медициной, экономикой, техникой, он может и должен представить себя за компьютером. — Чем бы современный школьник ни занимался в будущем, он может и должен представить себя за компьютером.
  2. обобщение  конкретных,  единичных  явлений  (объединение, обобщение);
    Однажды Анну Павлову в свой дворец пригласил сам Оскар II. шведский король. Каково же было изумление труппы, когда за дочкой бедной прачки приехала роскошная дворцовая карета. — Оскар II, шведский король, прислал за Анной Павловной роскошную карету.
  3. сочетание исключения и обобщения (замена, упрощение). В Гельсингфорсе, Копенгагене, Стокгольме о гастролях русских также писали газеты, называли их выступления откровением нового искусства. — Иностранные газеты называли выступления откро­вением нового искусства.

В своем тексте вы можете использовать либо один, либо несколько приёмов сжатия информации одновременно.
Существуют также следующие способы сжатия материала:

  • сокращение отдельных членов предложения, некоторых однородных членов предложения;
    На другой же день приступила она к исполнению своего плана, послала купить на базаре толстого полотна, синей китайки и медных пуговок... засадила за шитьё всю девичью, и к вечеру все было готово. — На другой же день приступила она к исполнению своего плана, засадила за шитьё всю девичью, и к вечеру все было готово.
  • образование сложного предложения путем слияния двух смежных
    предложений, повествующих об одном и том же предмете речи;
    Буран свирепел час от часу. Бушевал всю ночь и весь следующий день, так что не было никакой езды. Глубокие овраги сделались высо­кими буграми... — Буран свирепел час от часу, бушевал всю ночь так, что глубокие овраги сделались высокими буграми.
  • сокращение сложного предложения за счёт менее существенной
    части;
    Разыгратся пустынный ветер на приволье, взрыл снеговые степи, как пух лебяжий, вскинул их до небес... всё одел в белый мрак, непро­ницаемый, как мрак самой тёмной осенней ночи! — Разыгрался пус­тынный ветер, взрыл снеговые степи, все одел в белый мрак.
  • разбивка сложного предложения на сокращённые простые;
    Бугры в деревне оголились, на реке свинцовые наливы, поля вдали траурные, пегие; чернеющие прогалины — как чёрные острова в бе­лом снежном море. — Бугры в деревне оголились. На реке свинцовые наливы. Поля вдали траурные. Чернеют прогалины.
  • перевод прямой речи в косвенную;
    Свернули с шоссе на просёлок. Проехали ещё с полкилометра.
    — Дальше давайте своим ходом, — объявил шофер.
    —   Тут недалеко. Подниметесь по склону — там и домик. — Свернули с шоссе на просёлок, проехали ещё с полкилометра, а дальше шофер попросил нас пойти пешком, потому что до дома было недалеко.
  • пропуск предложений, содержащих второстепенные факты;
  • пропуск предложений с описаниями и рассуждениями.
    Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. Собака бежала впереди меня.
    Вдруг она уменьшила свои шаги и начата красться, как бы зачуяв перед собою дичь.
    Я глянул вдоль аиеи и увидал молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал берёзы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва про­раставшие крылышки.
    Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвав­шись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой её мордой — и весь взъерошенный, искажённый, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти. — Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. Собака бежала впереди меня. Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь. Я глянул вдоль аллеи и увидал молодого воробья. Моя собака медленно прибли­жалась к нему, как вдруг старый черногрудый воробей камнем упал перед самой её мордой — и с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.

Максимальный балл можно получить за изложение, соответствующее следующим требованиям:

  • экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы;
  • экзаменуемый правильно применил не менее 2 разных приёмов сжатия текста (исключение, обобщение, упрощение) и использовал их для сжатия не менее 3 микротем текста, или экзаменуемый правильно применил 1 приём сжатия, использовав его на протяжении всего текста;
  • работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения; логи­ческие ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; в работе нет нарушений абзацного членения текста.

Для того, чтобы правильно выполнить некоторые задания пособия, необходимо вспомнить следующие определения:
Текст — это речевое произведение, характеризующееся структурной и смысловой завершённостью.
Микротема — тема каждой смысловой части текста. Одна мик­ротема соответствует одному абзацу.
Тема текста — это то, о чём говорится в тексте.
Идея текста (основная мысль) — это то главное, что хотел сказать автор.
Синонимы — слова одной части речи, различные по звучанию, но близкие по лексическому значению.
Антонимы — слова одной и той же части речи, противоположные по значению.
Паронимы — слова, сходные по звучанию и написанию, но имеющие различные значения.
Ключевые слова — особенно важные для понимания конкретного текста.

Скачать книгу
Смотри другие книги и пособия для подготовки к ЕГЭ

В начало страницы