РУССКИЯ ЯЗЫК. УЧЕБНИК ГОЛЬЦОВОЙ 10-11 КЛАССЫ

Русский язык !)-11 классы Гольцова

Русский язык. 10—11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина. — 8-е изд. — М.: ООО «ТИД «Русское слово —PC», 2011. — 448 с.

Учебник дополняет, систематизирует и обобщает теоретические сведения по русскому языку за курс основной школы и дает возможность учащимся повторить и закрепить полученные знания на практическом материале, а также подготовиться к сдаче ЕГЭ.

Дорогие друзья!

Уроки русского языка в старших классах — уроки особые: это не только повторение, обобщение и систематизация ранее полученных знаний, но прежде всего более глубокое изучение языка, его структуры, законов.
В предлагаемом вам учебнике язык представлен как система во всем своем многообразии и единстве. В книге описываются все уровни языка, все сферы его функционирования.
Каковы же основные разделы учебника?

  • Лексика. Фразеология. Лексикография.
  • Фонетика. Графика. Орфоэпия.
  • Морфемика и словообразование.
  • Морфология и орфография.
  • Синтаксис и пунктуация.
  • Культура речи.
  • Стилистика.
  • Анализ текста.
  • Из истории русского языкознания.

В учебник включены никогда ранее не изучавшиеся в школе темы «Основные принципы русской орфографии» и «Основные принципы русской пунктуации», которые очень важны при повторении правил орфографии и пунктуации.
Новыми являются и темы «Сочетание знаков препинания», «Факультативные знаки препинания», «Индивидуально-авторская пунктуация», которые помогут понять такие особенности русской пунктуации, как вариантность в постановке знаков препинания, многофункциональность знаков препинания и их многозначность. Вы знаете, что в художественном тексте знаки препинания выполняют особые, смысловую и экспрессивную, функции, поэтому при разборе текста, наряду с анализом лексики, морфологии, синтаксиса, следует уделять внимание пунктуационному анализу. Отдельным разделом представлены подробные биографические данные выдающихся русских лингвистов.
Задачи, стоящие перед вами в старших классах, могут быть успешно решены, если на занятиях и в самостоятельной работе вы будете использовать все виды языкового анализа: фонетический, морфем­ный, словообразовательный, морфологический, синтаксический.
Упражнения, представленные в учебнике, помогут повторить и закрепить на практике теоретические сведения, усовершенствовать навыки правильного письма.
Чтобы пользоваться учебником было удобно и эффективно, в нем введены условные обозначения:
— диктант
— обратить внимание
— материал по стилистике
— упражнения по развитию речи
В соответствии с современными требованиями коммуникативной направленности в обучении русскому языку в учебник включено большое количество текстов разных жанров для языкового, стилистического и других видов лингвистического анализа.
Желаем успехов!
Авторы

СЛОВО О РУССКОМ ЯЗЫКЕ

Перед вами громада — русский язык!
Наслажденье глубокое зовет вас, наслажденье погрузиться
во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его...
Н.В. Гоголь

«Слово есть человеческая деятельность, передающая мысли и опыты одного человека другому», — писал великий Л.Н. Толстой. В этой фразе хорошо выражена мысль о специфике языка: при помощи слова, то есть при помощи языка, люди имеют возможность общаться, передавать из поколения в поколение знания, опыт, все то, чего добилось человечество за всю историю своего развития. Язык непосредственно связан с мышлением, он является орудием мышления. Следовательно, язык — необходимое условие существования и развития общества, это элемент его духовной культуры.
Русский язык — язык великого русского народа, имеющего героическую историю, выдающиеся достижения в области науки, культуры, литературы, общественной мысли и т. д.
Русский язык считают одним из наиболее богатых и развитых языков мира.
О гибкости, красоте, многогранности русского языка говорили многие ученые, поэты, писатели. Н.В. Гоголь назвал русский язык «живым как жизнь», подчеркивая его способность постоянно обогащаться и совершенствоваться. Он говорил и о меткости русского слова: «Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово».
И.С. Тургенев неоднократно призывал: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, передан­ное нам нашими предшественниками»; «Берегите чистоту языка, как святыню!».

СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие
Слово о русском языке (Вступительная статья)
ЛЕКСИКА. ФРАЗЕОЛОГИЯ. ЛЕКСИКОГРАФИЯ
§ 1. Слово и его значение
§ 2. Однозначность и многозначность слов
§ 3. Изобразительно-выразительные средства русского языка
§ 4. Омонимы и их употребление
§ 5. Паронимы и их употребление
§ 6. Синонимы и их употребление
§ 7. Антонимы и их употребление
§ 8. Происхождение лексики современного русского языка
§ 9. Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления
§ 10. Употребление устаревшей лексики и неологизмов
§11. Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление
§ 12. Лексикография
ФОНЕТИКА. ГРАФИКА. ОРФОЭПИЯ
§ 13. Звуки и буквы
Фонетический разбор слова
§ 14. Орфоэпия
МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
§ 15. Состав слова
Морфемный разбор слова
§ 16. Словообразование
Словообразовательный разбор
§ 17. Формообразование
МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ
§ 18. Принципы русской орфографии
§ 19. Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова
§ 20. Чередующиеся гласные в корне слова
§ 21. Употребление гласных после шипящих
§ 22. Употребление гласных после Ц
§ 23. Правописание звонких и глухих согласных
§ 24. Правописание непроизносимых согласных и сочетаний СЧ, 34, ШЧ, ЖЧ, СТЧ, ЗДЧ
§ 25. Правописание двойных согласных
§ 26. Правописание гласных и согласных в приставках
§ 27. Приставки ПРЕ- и ПРИ-
§ 28. Гласные ИиЫ после приставок
§ 29. Употребление Ъ и Ь
§ 30. Употребление прописных букв
§ 31. Правила переноса слов
Самостоятельные части речи
§ 32. Имя существительное как часть речи
Морфологический разбор имени существительного
§ 33. Правописание падежных окончаний имен существительных
§ 34. Гласные в суффиксах имен существительных
§ 35. Правописание сложных имен существительных
§ 36. Имя прилагательное как часть речи
Морфологический разбор имени прилагательного
§ 37. Правописание окончаний имен прилагательных
§ 38. Правописание суффиксов имен прилагательных
§ 39. Правописание Н и НН в суффиксах имен прилагательных
§ 40. Правописание сложных имен прилагательных
§ 41. Имя числительное как часть речи
Морфологический разбор имени числительного
§ 42. Склонение имен числительных
§ 43. Правописание имен числительных
§ 44. Употребление имен числительных в речи
§45. Местоимение как часть речи
Морфологический разбор местоимения
§ 46. Правописание местоимений
§ 47. Глагол как часть речи
Морфологический разбор глагола
§ 48. Правописание глаголов
§ 49. Причастие как глагольная форма
Морфологический разбор причастия
§ 50. Образование причастий
§ 51. Правописание суффиксов причастий. И и ИИ в причастиях и отглагольных прилагательных
§ 52. Деепричастие как глагольная форма
Морфологический разбор деепричастия
§ 53. Наречие как часть речи
Морфологический разбор наречия
§ 54. Правописание наречий
§ 55. Слова категории состояния
Морфологический разбор слов категории состояния
Служебные части речи
§ 56. Предлог как служебная часть речи
Морфологический разбор предлога
§ 57. Правописание предлогов
§ 58. Союз как служебная часть речи. Союзные слова
Морфологический разбор союза
§ 59. Правописание союзов
§ 60. Частицы
Морфологический разбор частицы
§61. Правописание частиц
§ 62. Частицы НЕ и ИИ. Их значение и употребление
§ 63. Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с различными частями речи
§ 64. Междометие как особый разряд слов. Звукоподражательные слова
Морфологический разбор междометия
Обобщающие контрольно-тренировочные упражнения и диктанты
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ
§ 65. Основные принципы русской пунктуации
Пунктуационный анализ
§ 66. Словосочетание
§ 67. Виды синтаксической связи
Синтаксический разбор словосочетания
Предложение
§ 68. Понятие о предложении. Классификация предложений
Простое предложение
§ 69. Виды предложений по цели высказывания
§ 70. Виды предложений по эмоциональной окраске
§ 71. Предложения утвердительные и отрицательные
Виды предложений по структуре
§ 72. Двусоставные и односоставные предложения
§ 73. Тире между подлежащим и сказуемым
§ 74. Распространенные и нераспространенные предложения
§ 75. Полные и неполные предложения
§ 76. Тире в неполном предложении
§ 77. Соединительное тире. Интонационное тире
§ 78. Простое осложненное предложение
Синтаксический разбор простого предложения
§ 79. Предложения с однородными членами. Знаки
препинания в предложениях с однородными членами
§ 80. Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях
§ 81. Знаки препинания при однородных и неоднородных приложениях
§ 82. Знаки препинания при однородных членах, соединенных неповторяющимися союзами
§ 83. Знаки препинания при однородных членах, соединенных повторяющимися и парными союзами
§ 84. Обобщающие слова при однородных членах
Обособленные члены предложения. Знаки препинания при обособленных членах предложения
§ 85. Обособленные и необособленные определения
§ 86. Обособленные приложения
§ 87. Обособленные обстоятельства
§ 88. Обособленные дополнения
§ 89. Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения
§ 90. Знаки препинания при сравнительных оборотах
Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с предложением
§ 91. Знаки препинания при обращениях
§ 92. Вводные слова и вставные конструкции
§ 93. Междометия. Утвердительные, отрицательные, вопросительно-восклицательные слова
Сложное предложение
§ 94. Понятие о сложном предложении
§ 95. Знаки препинания в сложносочиненном предложении
Синтаксический разбор сложносочиненного предложения
§ 96. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным
Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с одним придаточным
§ 97. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными
Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными
§ 98. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении
Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения
§ 99. Период. Знаки препинания в периоде
§ 100. Сложное синтаксическое целое и абзац
Предложения с чужой речью
§ 101. Способы передачи чужой речи
§ 102. Знаки препинания при прямой речи
§ 103. Знаки препинания при диалоге
§ 104. Знаки препинания при цитатах
Употребление знаков препинания
§ 105. Сочетание знаков препинания
§ 106. Факультативные знаки препинания
§ 107. Авторская пунктуация
Обобщающие контрольно-тренировочные упражнения и диктанты
КУЛЬТУРА РЕЧИ
§ 108. Язык и речь
§ 109. Правильность русской речи
§ 110. Типы норм литературного языка
§111.0 качествах хорошей речи
СТИЛИСТИКА
Функциональные стили
§ 112. Научный стиль
§ 113. Официально-деловой стиль
§ 114. Публицистический стиль
§ 115. Разговорный стиль
§ 116. Художественный стиль
§ 117. Анализ текста
ИЗ ИСТОРИИ РУССКОГО ЯЗЫКОЗНАНИЯ
Михаил Васильевич Ломоносов
Александр Христофорович Востоков
Федор Иванович Буслаев
Владимир Иванович Даль
Яков Карлович Грот
Алексей Александрович Шахматов
Дмитрий Николаевич Ушаков
Виктор Владимирович Виноградов
Сергей Иванович Ожегов
Приложения
Говорите правильно
Пишите правильно
Рекомендуемая литература
Список условных сокращений

Скачать книгу
Смотри другие книги и пособия для подготовки к ЕГЭ

В начало страницы