ЯЗЫКОЗНАНИЕ. ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Энциклопедия Языкознание

Энциклопедия для детей. Т. 10. Языкознание. Русский язык. — 3-е изд., перераб. и доп./ Глав. ред. М. Д. Аксёнова. — М.:Аванта+, 1999. - 704 с: ил.

В томе «Языкознание Русский язык» доступно и занимательно рассказано о сложном и многообразном явлении — человеческом языке. Раздел «Русский язык» — своего рода книга в книге — включает не только самые важные вопросы школьной программы, но и множество интереснейших сведений о родном языке, которые обычно остаются за страницами учебников. Том написан ведущими современными лингвистами.
Книга содержит практические советы по повышению грамотности, изучению иностранных языков, развитию речи, а также занимательные языковые игры, лингвистические задачи, юмористические рисунки.
Книга рассчитана на детей среднего и старшего школьного возраста, их родителей и учителей, абитуриентов и студентов, а также на всех, кому интересны вопросы языка

К ЧИТАТЕЛЮ

Такая толстая книга о языке! Что в ней? Все известные правила орфографии? Или грамматика всех языков, какие есть на свете? У читателя, знакомого с наукой о языке лишь по школьным урокам русского и иностранного, подобные вопросы вполне могут возникнуть. Обычно мы за­думываемся о языке, только если нужно написать текст без ошибок или пообщаться с иностранцами. «Ничто для нас столь обыкновенно, ничто столь просто не кажется, как речь наша, — писал в XVIII столетии Александр Николаевич Радищев, — но в самом существе ничто столь удивительно есть, столь чудесно, как наша речь...»
Человек, который задумался о родном языке, чем-то похож на рыбу, пытающуюся уяснить себе свойства воды. Рыба не может жить вне воды, и человек не может оставаться человеком вне языка. Родной язык для личности человека — примерно то же, что воздух для его тела. На языке мы думаем, общаемся, творим, принимаем решения, и если несвободное дыхание — угроза жизни, то несвободное владение языком — угроза личности.
В романе-антиутопии английского писателя Джорджа Оруэлла «1984» людей стараются лишить свободного владения языком, чтобы они перестали мыслить, любить, принимать решения. Человек, плохо владеющий языком, не может ни определить своё мнение, ни выразить его. Он не найдёт понимания, поскольку не умеет договариваться. Тонкий юмор, словесное творчество, сложное общение, самоанализ — навсегда потерянные для него богатства. Поэтому владение языком — главное, чему стоит учиться, и в школах любой страны родной язык — важнейший предмет.
Конечно, даже из очень толстой книги нельзя узнать о языке всё. Это и не нужно. Главное — открыть для себя мир языка, полный тайн и загадок. Он находится не в бездне космоса и не за синим морем, а вокруг нас. Нужно только прислушаться, задуматься, чтобы убедиться: «...ничто столь удивительно есть...»!
Первая и главная загадка языка — как он вооще возможен? Как удаётся нам, издавая звуки или рисуя закорючки, описывать весь бесконечно разнообразный мир? Учёные открывают всё новые поразительные «изобретения», заложенные в систему языка. Многозначность его единиц, их позиционные чередования, законы сочетаемости элементов — всё это позволяет языку с помощью ограниченного набора средств выражать неограниченное количество смыслов.
Знаем ли мы родной язык? Конечно да, ведь мы говорим на нём с детства. И конечно нет. Система языка, с одной стороны, логична, а с другой — непредсказуема и полна исключений. Полное описание даже одного-единственного языка заняло бы несколько сотен толстых томов. Профессор языкознания отличается от первоклассника прежде всего тем, что знает, как много ещё неизвестного есть в языке. Подробные описания — дело учёных, а интерес к родному языку, знание его основных особенностей, умение замечать его парадоксы — всё это делает жизнь человека богаче.
Каждый шаг к ответу на вопрос, как устроен язык, рождает новые вопросы. Система языка сложна, логична, экономна, красива — неужели это получилось само по себе? Как возникает и развивается язык? Легко сказать: «Постепенно», но можно ли представить себе момент его рождения, первые слова? И как могло из этих слов развиться множество таких разных и сложных языков? Разгадка этой тайны спрятана очень глубоко, ведь возникновение языка неотделимо от возникновения мышления — а значит, и человека. Древние мудрецы говорили: «Понять, как возникло нечто, — значит понять его суть».
У народов Земли разная внешность, разные обычаи и образ жизни. Во многом эти отличия можно объяснить условиями жизни народа и его историей. Но вот загадка: почему так сильно различаются человеческие языки? У народов, живущих очень сходной жизнью, языки могут быть совсем разные, и наоборот — жители отдалённых мест, представители разных цивилизаций говорят на языках очень похожих. И главное — что позволяет всем языкам, таким разным, одинаково успешно описывать мир?
Следующая загадка — как язык действует? Когда мы общаемся на языке, мы не думаем о его устройстве, а просто используем: болтаем с друзьями, произносим речь, записываем решение задачи, сочиняем стихи, рассказываем анекдоты. Из всего богатства, предоставляемого языком, мы каждый раз точно и без видимых усилий выбираем именно то, что нам нужно в данной ситуации. Как? Если устройство языка наука уже в значительной мере изучила, то к решению этого вопроса она только приступает.
В течение многих веков лингвистика считалась частью филологии — науки, которая изучала тексты, прежде всего древние. Со временем внутри филологии выделились два направления: изучение собственно текстов, т. е. литературы, и изучение языков, на которых они написаны. Описывая всё новые и новые языки и сравнивая их между собой, учёные обнаружили, что в лингвистике можно достичь поразительных результатов, если действовать не филологическими методами, а подобно математикам, доказывающим теоремы. Так в лингвистику пришли логика, строгость, доказательность. Выяснилось, что по сути своей она ближе к точным наукам, прежде всего к математике: математика, по словам Галилея, изучает язык природы, лингвистика — язык людей Последние два столетия были эпохой революционного развития лингвистики, причём многие из важнейших открытий были сделаны российскими учёными. Эта наука, первые труды по которой известны ещё с древности, до сих пор только готовилась к мощному пробуждению. Движение лингвистики вперёд продолжается, стремительный прогресс последних десятилетий, появление компьютера поставили перед ней новые задачи. Возможно, лингвистика станет одной из важнейших наук будущего информационного общества.
Есть привычное выражение — «владеть языком». Действительно, в детстве мы все овладеваем родным языком, затем, если есть желание, — иностранными. Но чем глубже исследуют учёные взаимосвязь языка и мышления, тем больше получают подтверждений обратного: это язык владеет человеком! Если в одном языке слово клён мужского рода, а в другом — женского, то их носителями и само дерево воспринимается по-разному: в первом случае поэт сравнит его с «пьяным сторожем», а во втором — назовёт «рыжекудрой красавицей». Человек, в языке которого одна грамматическая форма прошедшего времени, относится к прошлому иначе, чем говорящий на языке с шестью прошедшими временами. Воздействие языка на человека — ещё одна загадка, которую предстоит решить лингвистике, и здесь учёные работают на стыке языкознания, психологии и философии. Становится ясна и связь языкознания с этикой, а именно с фундаментальным вопросом человеческого бытия — вопросом свободы. В процессе работы над подобными проблемами лингвистике предстоит стать не только наукой о языке, но и наукой о человеке.

СОДЕРЖАНИЕ

Обращение главного редактора (Мария Аксёнова)
К читателю (Людмила Петрановская)
Дополнительные очерки
Система обозначений в этой книге (Люамилэ Петрановская)
Самодостаточная лингвистическая задача (Елена Муравенко)

КАК УСТРОЕН ЯЗЫК
Что такое знак (Михаил Панов)
Любимые занятия языка (Михаил Панов)
Единицы слагаются в миллионы (Михаил Панов)
Под ручку пройтись. Синтагма (Михаил Панов)
Смена караула. Парадигма (Михаил Панов)
Язык и речь (Михаил Панов)
Вдоль и поперёк языка. Синхрония и диахрония (Михаил Панов)

РУССКИЙ ЯЗЫК
Введение (Людмила Петрановская)

ЛЕКСИКА РУССКОГО ЯЗЫКА
Слово — знакомый незнакомец (Леонид Крысин)
Слово и его значение (Леонид Крысин)
Вместе и врозь. Сочетаемость слов (Леонид Крысин)

ФОНЕТИКА РУССКОГО ЯЗЫКА
Звуки русского языка (Мария Каленчук)
Слог и ударение (Мария Каленчук)
Позиции и чередования звуков (Мария Каленчук)
Интонация (Нина Розанова)

РУССКАЯ ГРАФИКА И ОРФОГРАФИЯ
Русское письмо (Светлана Кузьмина)
Графика (Светлана Кузьмина)
Орфография (Светлана Кузьмина)

СОСТАВ СЛОВА
Части слова — морфемы (Светлана Евграфова)
Две работы морфем (Михаил Панов)
Словообразование: как делаются слова (Елена Земская)

МОРФОЛОГИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА
Слово в грамматике (Людмила Петрановская)
Имя существительное (Людмила Петрановская)
Имя прилагательное (Наталия Есъкова)
Имя числительное (Наталия Есъкова)
Глагол (Лидия Булатова)
Наречие (Наталия Есъкова)
Ещё одна часть речи? (Категория состояния) (Наталия Есъкова)
Служебные слова (Надежда Ильина)
Слова, не относящиеся к частям речи (Лидия Булатова)

СИНТАКСИС РУССКОГО ЯЗЫКА
От слова к тексту (Светлана Евграфова)
Секреты словосочетания (Светлана Евграфова)
Непростое простое предложение (Наталия Гришина)
Сложное предложение (Наталия Гришина)
Принципы русской пунктуации (Светлана Евграфова)

ИСТОРИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА
Введение (Елизавета Бабаева)
Исторический путь русского языка (Александра Плетнёва, Наталия Голубева-Монаткина)
История русской лексики (Елизавета Бабаева)
Из истории русской фонетики (Александра Тер-Аванесова)
Графика и орфография. Реформы и реформаторы (Елизавета Бабаева)
История русской грамматики (Рашелъ Лихтман)

ДИАЛЕКТЫ РУССКОГО ЯЗЫКА
Говор (Ольга Кармакова, Ирина Букринская)
Диалектология (Ольга Кармакова, Ирина Букринская)
Лингвистическая география (Ольга Кармакова, Ирина Букринская)
Границы говоров (Ольга Кармакова, Ирина Букринская)
Диалектизмы в литературном языке (Ольга Кармакова, Ирина Букринская)

ЯЗЫКИ МИРА
Введение (Владимир Плунгян)

ТАКИЕ РАЗНЫЕ ЯЗЫКИ
Язык и картина мира (Владимир Плунгян)
В мире звуков (Владимир Плунгян)
Лабиринты грамматики (Владимир Плунгян)
Строй языков (Владимир Плунгян)
Связующие нити — синтаксис (Владимир Плунгян)

ЯЗЫКИ РАЗВИВАЮТСЯ
Как проникнуть в прошлое языка (Анатолий Журавлёв)
Всё течёт, всё меняется (Елизавета Бабаева)
Язык — окно в прошлое (Марина Новикова-Грунд)

ВАВИЛОНСКОЕ СМЕШЕНИЕ
Сколько языков в мире (Анатолии Журавлев)                                                                         
Сообщества языков (Анатолий Журавлев)                                                                               
Языки, народы государства (Владимир Алпатов)                                                                    
Языки взаимодействуют (Владимир Алпатов)
Проблемы перевода (Владислав Николаенко) 
Изучение иностранных языков (Наталия Гопубева-Монаткина, Людмила Петраповская)                                                                                                          

ЯЗЫК В ДЕЙСТВИИ
Язык в общении (Нина Розанова)

ЯЗЫК КАК СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ
Общение и я зык (Людмила Федорова)                                                                                      
Высказывание и диалог (Елена Падуева)                                                                                 
В мире текстов (Eлена Иванова)                                                                                               

МНОГООБРАЗИЕ РЕЧИ
Книжно письменная речь (Алексеи Шмелев)                                                                             
Разговорная речь (Елена Красилъникова)                                                                                 
Что такое хорошая речь (Владислав Николаенко)                                                                    

НЕ ТОЛЬКО ИНФОРМАЦИЯ
Я зык создает красоту (Владислав Никопаенко)                                                                         
Я зык великой литературы (Лия Каи)                                                                                         
Язык и юмор (Влас Квадрюк)                                                                                                    

ПИСЬМЕННОСТЬ
Письменность и человечество (Людмила Петрановская)
Долгий путь письменности (Максим Кронгауз)
Загадочные письмена (Людмила Фёдорова)
Палеография. Над страницами древних рукописей (Александр Молдован)

ИСТОРИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ОТКРЫТИЙ
Начало изучения языка (Владимир Алпатов)
Чем языки похожи и чем различаются. «Грамматика Пор-Рояля» (Владимир Алпатов)
Человек, народ и язык. Вильгельм фон Гумбольдт (Владимир Алпатов)
Проблема праязыка. Август Шлейхер (Владимир Алпатов)
Что такое звук и слово? Иван Александрович Бодуэн де Куртенэ (Владимир Алпатов)
Язык, его структура. Фердинанд де Соссюр (Владимир Алпатов)
Почему языки изменяются? Евгений Дмитриевич Поливанов (Владимир Алпатов)
Структура языка и языковые союзы. Николай Сергеевич Трубецкой (Владимир Алпатов)
Как описывать языки Леонард Блумфилд и Зеллиг Хэррис (Владимир Алпатов)
Сходство и различие языков. Человек и язык. Ноам Хомский (Владимир Алпатов)
Лингвистика сегодня и завтра (Владимир Алпатов)

ЯЗЫК В МИРЕ ЛЮДЕЙ
Происхождение языка (Владимир Алпатов)
Язык и общесгво (Леонид Крысин)
Язык и власть (Павел Паршин, Юлия Пирогова)
Язык и свобода (Людмила Петрановская)
Именной указатель
Предметный указатель
Советуем прочитать
ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ

Скачать книгу
Смотри другие книги и пособия для подготовки к ЕГЭ

В начало страницы