ФИЗИКА ДЛЯ ВСЕХ. КНИГА 1. ФИЗИЧЕСКИЕ ТЕЛА

Физика для всех Книга 1 Физические тела

Л. Д. Ландау, А. И. Китайгородский
ФИЗИЧЕСКИЕ ТЕЛА
Издание четвертое, исправленное и дополненное
Издательство «Наука» Главная редакция физико-математической литературы, Москва,  1978

Переиздание первой части книги Ландау Л. Д и Китайгородского А, И. «Физика для всех» (Движение, теплота). Цель книги дать читателю в общедоступной форме отчетливое представление об основных идеях и новейших достижениях современной физики» Движение тел рассмотрено с двух точек зрения — наблюдателя в инерциальной и неинерциалъной системах координат. Весьма детально изложены закон всемирного тяготения и его применение для расчетов космических скоростей, для интерпретации лунных  приливов,   для   геофизических явлений.
Книга рассчитана на самый широкий круг читателей — от впервые знакомящихся с физикой до лиц с высшим образованием, проявляющих интерес к данной пауке. Книга явится - прекрасным пособием для учителей и поможет им оживить преподавание физики в школе.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие к четвертому изданию
Глава 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
О сантиметре и секунде
Вес и масса
О системе СИ и об эталонах
Плотность
Закон сохранения массы
Действие и противодействие
Как складывать скорости
Сила — вектор
Наклонная плоскость
Г л а в а 2. ЗАКОНЫ ДВИЖЕНИЯ
Разные точки зрения на движение
Закон инерции
Движение относительно
Точка зрения звездного наблюдателя
Ускорение и сила
Прямолинейное движение с достоянным ускорением
Путь пули
Движение по окружности Жизнь без веса
Движение с «неразумной точки зрения
Центробежные силы
Силы Кориолиса
Г л а в а 3. ЗАКОНЫ СОХРАНЕНИЯ
Отдача
Закон сохранения импульса
Реактивное движение
Движение под действием силы тяжести
Закон сохранения механической энергии
Работа
В каких единицах измеряют работу и энергию
Мощность и к. п. д. машин
Уменьшение энергии
Перпетуум мобиле
Столкновения
Глава   4. КОЛЕБАНИЯ
Равновесие Простые колебания
Развертка колебаний
Сила и потенциальная энергия при колеба­ниях
Колебания пружин
Более сложные колебания
Резонанс
Глава 5. ДВИЖЕНИЕ ТВЕРДЫХ ТЕЛ
Момент силы
Рычаг
Проигрыш в пути
Другие простейшие машины
Как складывать параллельные силы,  действующие на твердое тело
Центр тяжести
Центр инерции
Момент импульса
Закон сохранения момента импульса
Момент импульса как вектор
Волчки
Гибкий вал
Глава 6. ТЯГОТЕНИЕ
На чем Земля держится?
Закон всемирного тяготения
Взвешивание Земли
Измерения g на службе разведки
Тяжесть под Землей
Энергия тяготения
Как движутся планеты
Межпланетные путешествия
Если бы не было Луны
Глава 7. ДАВЛЕНИЕ
Гидравлический пресс
Гидростатическое давление
Давление атмосферы
Как узнали об атмосферном давлении
Атмосферное давление и погода
Изменение давления с высотой
Закон Архимеда
Предельно малые давления. Вакуум
Давление в миллионы атмосфер

ПРЕДИСЛОВИЕ К ЧЕТВЕРТОМУ ИЗДАНИЮ

После многих лет я решил возвратиться к неоконченной книге «Физика для всех», написанной мною с Дау,— так называли друзья замечательного ученого и обаятельного человека академика Л. Д. Ландау.
Эта книга была уж очень «совместной». Очень долго мне было трудно взяться за ее продолжение. Многие читатели упрекали меня в этом в своих письмах.
И вот теперь на их суд выносится новое издание «Физики для всех», которое разбито на четыре небольших книги. Я дал им названия: «Физические тела», «Молекулы», «Электроны» и «Фотоны и ядра». Разбиение произведено, так сказать, по глубине проникновения в строение вещества. Эти четыре книги охватывают все основные законы физики. Возможно, что есть смысл продолжить «Физику для всех», посвятив следующие ее выпуски фундаменту разных областей естествознания и техники.
Две первые книги представляют собой лишь незначительно переработанную, но кое-где существенно дополненную прежнюю книгу. Последние две книги написаны мною.
Я прекрасно сознаю, что внимательный читатель почувствует различие между ними. Однако общие принципы изложения материала, которых мы придерживались с Дау, сохранены. Это дедуктивноств изложения, следование логике предмета, а не истории его развития. Мы полагали полезным беседовать с читателем простым, житейским языком, не бояться юмора. И еще одно: мы не жалели читателя. Если хочешь понять книгу, то многие страницы надо прочесть не раз и не два и как следует задуматься над прочитанным.
Что же касается отличия новых книг от старой, то оно заключается в следующем. Когда писалась прежняя книга, то авторы подходили к ней, как к «первой» книге по физике, и даже полагали, что она может конкурировать со школьным учебником. Но читательские отклики и опыт преподавателей физики показали, что дело обстоит не так. Круг читателей составили учителя, инженеры, школьники, которые желали сделать физику своей профессией. Оказалось, что никто не рассматривает «Физику для всех» как книгу учебную. К ней относятся, как к книге научно-популярной, расширяющей школьные знания, останавливающей зачастую внимание на том, что по тем или иным причинам не включается в программы.
Естественно, полагая, что мой читатель более или менее знаком с физикой, я почувствовал себя более свободным в выборе тем и счел возможным прибегнуть к более разговорному стилю.
Текст первой книги подвергся минимальным изменениям. Это в основном первая половина «Физики для всех» Л. Д. Ландау и А. И. Китайгородского.
Поскольку разговор о физике начинается с тех явлений, которые не требуют знания строения вещества, естественно назвать первую книгу «Физические тела». Конечно, можно было бы озаглавить эти страницы, как это обычно принято, словом «механика», то есть наука о движении. Но ведь учение о теплоте, о котором пойдет речь в следующей книге, также есть наука о движении..., но только не видимых глазу тел — молекул и атомов. Так что выбранное название пред­ставляется мне более удачным.
Первая книга в основном посвящена учению о законах движения и гравитационного тяготения, которые навечно останутся фундаментом физики, а значит, и всего естествознания.

Сентябрь 1977       А.И.Китайгородский

Книга снабжена весьма своеобразными иллюстрациями, вот одна из них

Исаак Ньютон

ИСААК НЬЮТОН (1643—1727) — гениальный английский физик и математик, один из величайших ученых в истории человечества. Ньютон сформулировал основные понятия и законы механики, открыл закон всемирного тяготения, создав тем самым физическую картину мира, остававшуюся неприкосновенной до начала XX в. Он разработал теорию движения небесных тел, объяснил важнейшие особенности движения Луны, дал объяснение приливов и отливов. В оптике Ньютону принадлежат замечательные открытия, способствовавшие бурному развитию этого раздела физики. Ньютон разработал могучий метод математического исследования природы -  ему принадлежит честь создания дифференциального и интегрального исчисления. Это оказало громадное влияние на все последующее развитие физики, способствовало внедрению в нее математических методов исследования.

Скачать книгу