ТЕМА № 4.8 УСТРОЙСТВО И РЕМОНТ РЕВЕРСОРОВ РК-022Т И ТОРМОЗНЫХ ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛЕЙ ТК-8Б

1 КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ О РЕВЕРСОРАХ И ТОРМОЗНЫХ ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛЯХ
1.1 НАЗНАЧЕНИЕ

Не каждый аппарат электровоза, включенный в электрическую цепь, должен разрывать ток. Часть аппаратов рассчитана на переключения в цепях без разрыва тока, т. е. в то время, когда по данной цепи ток не проходит. Такие переключения в силовых цепях электровозов выполняют реверсоры и тормозные переключатели.
Реверсором называют аппарат, переключающий обмотки возбуждения или якорей тяговых двигателей для изменения направления движения электровоза.
Тормозные переключатели устанавливают на электровозах с электрическим торможением для изменения электрических цепей при переходе с тягового режима на тормозной и обратно.

Тормозной переключатель

Общий вид тормозного переключателя в ВВК электровоза

На электровозах ВЛ10 установлены кулачковые переключатели с групповым приводом. В качестве реверсора используют по два переключателя типа РК-022Т; в качестве тормозных переключателей — соответственно по два переключателя ТК-8Б.
Реверсоры от тормозных переключателей отличаются числом кулачковых элементов и блокировочных пальцев. В остальном все эти переключатели имеют одинаковое устройство с незначительными непринципиальными отличиями.
Тормозные переключатели имеют по десять кулачковых элементов, а реверсоры — по четыре или шесть. Каждая пара элементов реверсора переключает обмотки двух последовательно соединенных тяговых двигателей. На большинстве электровозов реверсором переключают обмотки возбуждения в связи с тем, что между соседними контактами реверсора получается сравнительно небольшое напряжение, определяемое падением напряжения в обмотке.

Тормозной переключатель

Рисунок 1 -  Тормозной переключателя ТК-8Б (общий вид)
1-пневматический привод; 2-шестерня; 3 электромагнитные вентили; 4-контакторный элемент; 5- кулачковый вал; 6,7 – блокировочные контакты

На электровозах ВЛ10  для упрощения электрической схемы переключают обмотки якорей. При этом напряжение между соседними контактами реверсора может достигать 3000 В. Различное положение контактов обеспечивает изменение тока в обмотке, показанное стрелками при движении электровоза Вперед (рис. 2, а) и Назад (рис. 2, б).

Схма действия реверсора

Рисунок 2 – Схема включения контактов
реверсора при изменении тока в обмотке якоря

1.2 КОНСТРУКЦИЯ РЕВЕРСОРА И ТОРМОЗНОГО ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛЯ

Конструкцию данных аппаратов рассмотрим на примере тормозного переключателя, поскольку, как было сказано выше, они различаются только числом контакторных элементов.
Тормозной переключатель ТК-8 имеет каркас 1 (рис. 3,а), состоящий из двух боковин и трех уголков. На нем установлены кулачковые элементы 2, кулачковый вал 3, привод 5 и блокировочное устройство 4. Кулачковый элемент собран на двух текстолитовых планках 6 (рис. 3,б), соединенных внизу и вверху распорками. На планки крепят кронштейны 7 и 12 с неподвижными контактами 8 и 13, а в средней части — кронштейн 10 подвижных контактов. На нем шарнирно установлено коромысло 11 с верхним 9 и нижним 14 подвижными контактами.

Тормозной переключатель и контакторный элемент

Рисунок 3 – Тормозной переключатель а) и его контакторный элемент б)

На коромысле 11 находятся два ролика (шариковых подшипника) 16, которые перекатываются на поверхности кулачковых шайб 15. При повороте кулачкового вала кулачок 15 подходит выступающей частью под ролик и поворачивает коромысло 11. Подвижной контакт упирается в неподвижный. Дальнейший поворот коромысла вызывает сжатие пружины 18 и нажатие подвижного контакта на неподвижный. Ток к подвижным контактам подводится от кронштейна по гибким медным шунтам 17, шунтирующим все шарнирные узлы. К неподвижным контактам ток подходит от кронштейнов через медные шины.
Так как переключение силовых цепей происходит при отсутствии тока, дугогасительной системы кулачковые элементы не имеют. Переключатели имеют два положения. В одном из них выступ кулачковой шайбы нажимает на верхний ролик коромысла, замыкая подвижной контакт с верхним неподвижным, во втором положении подвижной контакт замыкается с нижним неподвижным.
Кулачковый вал состоит из стального стержня квадратного сечения, на который насажены кулачки из прессмассы АГ-4. Он вращается в шариковых подшипниках, установленных в боковинах каркаса, от двухпозиционного электропневматического привода через зубчатую передачу. Этот привод состоит из пневматического цилиндра с двумя поршнями, соединенными между собой зубчатой рейкой, и двух электромагнитных вентилей включающего типа. При подаче напряжения на катушку одного из вентилей сжатый воздух по трубам проходит в соответствующую полость цилиндра и перемещает поршни с рейкой в одно из крайних положений, поворачивая через шестерню кулачковый вал.

Фрагмент работы с оформлением в формате PDF можно посмотреть ЗДЕСЬ

В комплект входит чертеж тормозного переключателя ТК-8Б на формате А1 в программе "Компас" (формат CDW)

Чертеж тормозного переключателя

КАК СКАЧАТЬ РАБОТУ ВСЮ ЦЕЛИКОМ ?

Вернуться к списку работ

Книги по тепловозам

Книги по электровозам

Книги по вагонам

Книги по тормозам

Книши по железным дорогам

Технические средства железных дорог

Кралов Автоматические тормоза

Николаев ВЛ80с

Тепловоз ТЭМ2У