ТЕМА № 4.16 УСТРОЙСТВО И РЕМОНТ
КОНТРОЛЛЕРА МАШИНИСТА КМЭ-8Е

1 НАЗНАЧЕНИЕ И УСТРОЙСТВО
КОНТРОЛЛЕРА МАШИНИСТА КМЭ-8Е

Контроллером машиниста называется аппарат, с помощью которого машинист управляет работой тяговых двигателей. Изменением положения рукояток контроллера машинист дистанционно через цепи управления воздействует на аппараты силовой цепи и вызывает необходимые переключения.

Контроллер машиниста
Рисунок 1 – Контроллер машиниста КМЭ-8Е

По конструктивному исполнению контроллеры разделяют на кулачковые и барабанного типа. На наших грузовых электровозах установлены кулачковые контроллеры машиниста: КМЭ-8 на ВЛ10, ВЛ8 и КМЭ-23Н на ВЛ23. Каждый из этих контроллеров состоит из набора контакторных элементов кулачковых валов с приводами и рукоятками и механических блокировок, смонтированных в корпусе.  
Контроллер КМЭ-8. Он имеет корпус, состоящий из литого основания 5 (рис.1), литой крышки 9 и вертикальных стоек. Спереди корпус закрыт кожухом 6, а сзади — съемным кожухом. На задних вертикальных стойках 3 и 8 укреплены контакторные элементы 7. Их подвижными контактами управляют кулачковые шайбы 4, насаженные на вертикальные валы 9. Валами 9 через передачу 2 управляет машинист с помощью рукояток контроллера. 

Контроллер машиниста КМЭ-8

Контроллер машиниста. Расположение в кабине электровоза ВЛ10

Главная рукоятка 10, соединенная с главным валом, позволяет управлять тяговыми двигателями в режиме тяги. Она имеет 37 позиций, не считая нулевой.
Тормозная рукоятка соединена с тормозным валом, и при движении по часовой стрелке имеет, кроме нулевой позиции, 02-ю и 15 позиций регулирования тока возбуждения тяговых двигателей в рекуперативном режиме. Перемещением рукоятки против часовой стрелки включают четыре ступени ослабления возбуждения тяговых двигателей.
Позиции главной и тормозной рукояток фиксируются защелками рукояток и палами или выступами на секторах 14. Защелка 13 своим зубом входит в прорезь сектора под действием пружины. Для перевода рукоятки на следующую позицию необходимо прижать защелку к рукоятке, при этом зуб выходит из паза, сдвинуть рукоятку, освободить защелку и вести рукоятку до западания зуба в следующий паз. Для перехода с 16-й на 17-ю, с 27-й на 28-ю позиции главной рукоятки и при включении ступеней ослабления возбуждения тормозной рукояткой необходимо таким же порядком нажимать вместо защелки 13 кнопку 12.
Реверсивно-селективная рукоятка 15 вставлена в прорезь реверсивно-селективного вала, насаженного через шариковые подшипники на тормозной вал. Этот реверсивно-селективный вал через зубчатую передачу соединен со вторым реверсивно-селективным валом, насаженным на подшипниках на главный вал. Рукоятка имеет девять положений: нулевое в центре и по четыре положения в направлениях.  Вперед при переводе против часовой стрелки и Назад при переводе по часовой стрелке. В направлении Вперед первое положение М соответствует работе в тяговом режиме и три последующих положения соответствуют различным схемам соединения тяговых двигателей в тормозном режиме: параллельное П, последовательно-параллельное СП и последовательное С, Такие же положения реверсивно-селективная рукоятка имеет В направлении Назад. Реверсивно-селективная рукоятка съемная. Ее можно снять с контроллера только в нулевом положении.
Под воздействием рукояток контроллера изменяются цепи управления за счет включения или отключения контакторных элементов.

Фрагмент работы с оформлением в формате PDF можно посмотреть ЗДЕСЬ

В комплект входит чертеж контроллера машиниста КМЭ-8Ена формате А2 в программе "Компас" (формат CDW)

Чертеж контроллера

КАК СКАЧАТЬ РАБОТУ ВСЮ ЦЕЛИКОМ ?

Вернуться к списку работ

Книги по тепловозам

Книги по электровозам

Книги по вагонам

Книги по тормозам

Книши по железным дорогам

Технические средства железных дорог

Кралов Автоматические тормоза

Николаев ВЛ80с

Тепловоз ТЭМ2У