УСТРОЙСТВО И РЕМОНТ МОТОР-КОМПРЕССОРА НБ-431

1  Краткая характеристика электродвигателя НБ-431
1.1 Назначение

Электродвигатель НБ-431 служит приводом компрессора КТ-6, который сжатым воздухом питает пневматическую сеть электровоза и тормозную систему поезда.

Мотор-компрессор
На фото слева - мотор-компрессор НБ-431 вместе с компрессором КТ-6

1.2 Устройство

Электродвигатель НБ-431 постоянного тока, четырехполюсный с последовательным возбуждением состоит из (рис.1)  остова 6, якоря 7, щёточного аппарата 1 и подшипниковых щитов 3.
Остов электродвигателя цилиндрический, отлит из стали 25Л-2,он служит одновременно магнитопроводом. На стороне, противоположной коллектору, предусмотрены окна, закрытые сеткой, для выхода вентилирующего воздуха, а в нижней части лапы для крепления его к фундаменту. Остов также имеет приливы с отверстиями для транспортировки.
Сердечники главных полюсов 14 собраны из тонколистовой стали марки Ст. 2 толщиной 1.5 мм и скрещены стальными заклёпками. Сердечники закреплены к остову тремя стальными шпильками М 24.
Сердечники дополнительных полюсов 5 изготовлены из толстолистового стального проката с латунными наконечниками и прикреплены к остову двумя  латунными болтами М 16. Для обеспечения надёжной коммутации при переходных режимах между остовом и дополнительными полюсами предусмотрены дюралюминиевые прокладки толщиной 2 мм.
Катушка главного полюса 13 имеет 564 витка и изготовлена из обмоточной меди марки ПСД диаметром 1.81 мм. Катушка дополнительного полюса  12 имеет 393 витка и изготовлена из обмоточной меди той же марки и диаметра. Корпусная изоляция катушек главных и дополнительных полюсов выполнена из стекло слюдинитовой ленты 0.13х25 мм ЛС40РУ-ТТ в 6 слоёв с перекрытием в половину пропитаны в эпоксидном компаунде ЭМТ-1 или ЭМТ-2 по ТН804-69 и представляют собой пере разъемный моноблок.
Воздушный зазор между якорем и главными полюсом составляет 3мм, а между якорем и дополнительным полюсом - 6мм.
Щёточный аппарат электродвигателя НБ-431 состоит из траверсы поворотного типа, в которой закреплены четыре изоляционных пальца.      Палец представляет собой стальную арматуру, опрессованную пресс массой АГ-4, сверху которой посажены фарфоровые изоляторы. На пальцах закреплены четыре щеткодержателя, которые можно регулировать в радиальном направлении. В щеткодержатели установлено по одной разрезной щётки марки ЭГ размером 2(10x25)x50 мм.

Мотор-компрессор НБ-431

Рис.1 - Электродвигатель НБ-431

Якорь электродвигателя состоит из коллектора, обмотки, уложенной в пазы сердечника, набранного в пакет из электротехнической стали марки Э22 толщиной 0.5 мм  и имеющего три ряда отверстий диаметром 25,22,18 мм для прохода вентилирующего воздуха, передней и задней нажимных шайб и вала. Железо якоря с нажимными шайбами и коллектором напрессованы на вал якоря.
Коллектор двигателя из 343 медных пластин, диаметр его рабочей поверхности составляет 390±0,5 мм. Медные пластины изолированы друг от друга миканитовыми манжетами и цилиндром.
Волновая обмотка якоря электродвигателя состоит из 49 катушек. Катушка состоит из семи секций, она намотана из круглого провода маркой ПЭЛШД диаметром 0,86 мм в два оборота. Концы секций впаяны в катушки коллектора. Корпусная изоляция катушек состоит из шести слоёв стекло слюдинитовой ленты ЛСК-110-ТТ толщиной 0,11 мм, одного слоя ленты фторопласта толщиной 0.03, мм и одного слоя стеклоленты толщиной 0,1 мм, уложенных с перекрытием вполовину ширины ленты.
Катушки якоря в пазах и лобовые части катушек закреплены стеклобандажной лентой толщиной 0,18 мм по ТН 1.28-66 на сердечнике якоря, для намотки стеклобандажной ленты предусмотрены радиальные канавки.    
В качестве якорных подшипников в электродвигателе НБ-431 применены роликовые подшипники. Со стороны коллектора установлен фиксирующий роликовый подшипник 8032417 М. Наружные кольца подшипников запрессованы в подшипниковые щиты, изготовленные из стального литья, а внутренние кольца напрессованы на вал якоря. Конструктивное исполнение подшипникового щита обеспечивает создание в нём камеры для смазки, а так же уплотнение для предотвращения утечки смазки. Подшипниковые щиты прикреплены к остову шестью болтами М20 с пружинами шайбами.

Двигатель компрессора НБ-431
Двигатель компрессора НБ-432: 1-Подшипник; 2 - Передний подшипниковый щит; 3- Нажимной конус коллектора; 4 - Добавочный полюс; 5 - Коллектор; 6 - Остов (корпус); 8 -Главный полюс; 9 -Кабели; 10 - Изолированный палец щеткодержателя

Фрагмент работы с оформлением в формате PDF можно посмотреть ЗДЕСЬ

В комплект входит чертеж мотор-компрессора НБ-431 на формате А1 в программе "Компас" (формат CDW)

Чертеж мотор-компрессора НБ-431

КАК СКАЧАТЬ РАБОТУ ВСЮ ЦЕЛИКОМ ?

Вернуться к списку работ

Книги по тепловозам

Книги по электровозам

Книги по вагонам

Книги по тормозам

Книши по железным дорогам

Технические средства железных дорог

Кралов Автоматические тормоза

Николаев ВЛ80с

Тепловоз ТЭМ2У