РЕМОНТ ЩЕТОЧНОГО АППАРАТА ТЯГОВОГО ДВИГАТЕЛЯ ТЛ-2К В ОБЪЕМЕ ТР-3

2.4 Электрощетки

Устойчивая работа щеточно-коллекторного узла тяговых двигателей в большой степени зависит от конструкции и марки электрощеток, соответствия их характеристик — электрических и механических — предъявляемым требованиям, от правильности установки электрощеток в щеткодержателях и на коллекторе.
На всех тяговых двигателях отечественных электровозов применяют разрезные  (двойные) электрощетки с резиновым амортизатором 2 (рис. 4) и гибкими выводами 3 (шунтиками). На концы выводов устанавливают наконечники 4, с помощью которых выводы крепят болтами к передней стенке корпуса щеткодержателя. Общее сечение выводов выбирают в соответствии с плотностью тока, проходящего через электрощетку.

Электрощетки
Рис. 4. Электрощетка тяговых двигателей ТЛ-2К1 (конструкция):
1 — тело электрощетки; 2 — резиновый амортизатор; 3 — вывод; 4 — наконечник; 5 — медный порошок  (конопаточный)

Важной характеристикой электрощеток является переходное электросопротивление между выводом и телом электрощетки. На электрощетках тяговых двигателей электровозов сопротивление в заделке вывода более 1,25 МОм не допускается. При увеличенном сопротивлении в местах контакта конопаточныи порошок сильно нагревается, выкрашивается, что приводит к постепенному нарушению места крепления шунта, перегоранию конопаточного порошка и вывода.
На упакованную пачку электрощеток наклеиваются этикетки. Каждая электрощетка имеет маркировку, в которой указаны условное обозначение ее марки, товарный знак заввда-изготовителя, год изготовления, номер партии. Маркировка электрощеток и характеристики, указанные в этикетке, должны использоваться при предъявлении рекламаций заводам-изготовителям. На всех электрощетках тяговых двигателей имеется риска, которая обозначает допустимый в эксплуатации износ электрощетки. Риску на электрощетке наносят обычно на расстоянии 5 мм от низа заделки вывода. Расстояние от риски до рабочей грани электрощетки определяет ресурс электрощетки. Использование электрощеток за пределами риски недопустимо, так как при этом вывод может оголиться и повредить поверхность коллектора. Во избежание подобных повреждений в конструкциях щеткодержателей обычно предусмотрены специальные ограничители, которые при критическом износе электрощетки не допускают, чтобы нажимной палец опирался на электрощетку. Палец при этом опирается на органичитель. В щеткодержателях отечественных двигателей таким ограничителем являются стенки окна.
Все электрощетки перед установкой на двигатель осматривают. При этом контролируют состояние и пригонку к электрощетке резинового амортизатора. Отверстия в резиновом амортизаторе должны соответствовать размещению выводов в электрощетке. Амортизатор должен свободно входить в окно щеткодержателя. Тщательно проверяют качество заделки выводов в корпусе электрощетки. В отдельных случаях при изготовлении электрощеток цементирующая конопаточныи порошок паста поднимается на 3—10 мм по выводам и затвердевает. Затвердевшая паста делает выводы жесткими, и тогда через небольшой пробег проводники ломаются и электрощетка выходит из строя. Поэтому перед постановкой электрощеток необходимо убедиться, что заклейка пастой произведена правильно и шунтик по всей длине, особенно в местах выхода из корпуса электрощетки, гибкий и не имеет затвердевших мест.

2.5 Сборка щеточного аппарата

После того как все узлы и детали отремонтированы и проверены, начинают сборку траверсы. Сборку выполняют на том же приспособлении, на котором производили ее разборку. Заворачивают в резьбовые отверстия траверсы пальцы, обеспечивая перпендикулярность их оси к поверхности траверсы (отклонение оси от перпендикулярного положения допускается не более 0,2 мм). На пальцах устанавливают и укрепляют кронштейны с накладками. С обратной стороны траверсы укладывают и при помощи специальных скоб укрепляют перемычки. При установке перемычек во избежание их перетирания о скобы в местах крепления подкладывают дополнительную изоляцию из электрокартона. Прикрепляют болтами перемычки к кронштейнам. Устанавливают на гребенку    кронштейнов  щеткодержатели  и  закрепляют их болтами  (шпильками).

Фрагмент работы с оформлением в формате PDF можно посмотреть ЗДЕСЬ

В комплект входят чертежи траверсы и щеткодержателя тягового двигателя ТЛ-2К1 электровоза ВЛ-10 на формате А2 (каждый чертеж) в программе "Компас" (формат CDW)

Чертеж траверсы

КАК СКАЧАТЬ РАБОТУ ВСЮ ЦЕЛИКОМ ?

Вернуться к списку работ

Книги по тепловозам

Книги по электровозам

Книги по вагонам

Книги по тормозам

Книши по железным дорогам

Технические средства железных дорог

Кралов Автоматические тормоза

Николаев ВЛ80с

Тепловоз ТЭМ2У