ЕГЭ 2014. БИОЛОГИЯ. ТИПОВЫЕ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

ЕГЭ по биологии 2014 год

ЕГЭ 2014. Биология. Типовые тестовые Задания / Г.С. Калинова, Т.В. Мазяркина, Г.А. Воронина. — М.: Издательство «Экзамен», 2014. — 127, [1] с. (Серия «ЕГЭ. Типовые тестовые задания»)

Типовые тестовые задания по биологии содержат 10 вариантов комплектов заданий, составленных с учетом всех особенностей и требований Единого государственного экзамена в 2014 году. Назначение пособия — предоставить читателям информацию о структуре и содержании контрольных измерительных материалов 2014 г. по биологии, их отличии от предшествующих лет, степени трудности заданий.
Авторы задании — ведущие ученые, преподаватели и методисты, непосредственно разработавшие как демонстрационную версию, так и сами тесты ЕГЭ по биологии 2014 года.
В пособии даны ответы на все варианты тестов, кроме того, приведены образцы бланков, исполь­зуемых на ЕГЭ для записи ответов и решений.
Пособие предназначено учителям для подготовки учащихся к экзамену по биологии, а также учащимся-старшеклассникам и абитуриентам — для самоподготовки и самоконтроля.

ВВВЕДЕНИЕ

Предлагаемое пособие адресовано старшеклассникам и абитуриентам для подготовки к Единому государственному экзамену по биологии. Экзамен по биологии относится к числу экзаменов, которые выпускник средней полной общеобразовательной школы сдает по выбору. ЕГЭ проводится с использованием заданий стандартизированной формы — контрольных измерительных материалов (КИМ), которые проверяют биологические знания за весь школьный курс с 5 по 11 классы.
Содержание проверки на Едином государственном экзамене составляют знания и умения по всем разделам школьного курса биологии. Они объединены в 7 содержательных блоков.

Первый блок «Биология как наука. Методы научного познания» включает материал о достижениях биологии, методах исследования, роли ученых в познании окружающего мира, об общих признаках биологических систем, основных уровнях организации живой природы, роли биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира.

Второй блок «Клетка как биологическая система» содержит задания, проверяющие знания о строении и функциях клетки, ее химической организации, гене и генетическом коде, метаболизме, многообразии клеток, их делении; умения устанавливать взаимосвязь строения и функций органоидов клетки; распознавать и сравнивать клетки разных организмов, процессы, протекающие в них.

Третий блок «Организм как биологическая система» контролирует усвоение знаний о вирусах, об организменном уровне организации жизни, присущих ему закономерностях, о вредном влиянии мутагенов, алкоголя, наркотиков, никотина на генетический аппарат клетки, защите среды от загрязнения мутагенами, наследственных болезнях человека, их причинах и профилактике, селекции организмов и биотехнологии; овладение умениями сравнивать биологические объекты, процессы, явления, применять знания биологической терминологии и символики при решении задач по генетике.

В четвертом блоке «Система и многообразие органического мира» проверяются знания о многообразии, строении, жизнедеятельности и размножении организмов различных царств живой природы; умения сравнивать организмы, характеризовать и определять их принадлежность к определенному систематическому таксону, устанавливать причинно-следственные связи между строением и функцией органов и систем органов организмов разных царств, взаимосвязи организмов и среды обитания.

Пятый блок «Организм человека и его здоровье» выявляет уровень усвоения системы знаний о строении и жизнедеятельности организма человека, лежащих в основе формирования гигиенических норм и правил здорового образа жизни, профилактики травм и заболеваний; овладения умениями обосновывать взаимосвязь органов и систем органов человека, особенности, обусловленные прямохождением и трудовой деятельностью; делать вывод о роли нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности и особенностях высшей нервной деятельности человека.

В шестой блок «Эволюция живой природы» включены задания, направленные на контроль знаний о виде и его структуре, движущих силах, направлениях и результатах эволю­ции органического мира, этапах антропогенеза, биосоциальной природе человека; умений выделять существенные признаки вида, популяции, характеризовать критерии вида, причи­ны и этапы эволюции, объяснять основные ароморфозы в эволюции растительного и живот­ного мира, устанавливать причины многообразия видов и приспособленности организмов к среде обитания, приводить доказательства родства человека с млекопитающими животными.

Седьмой блок «Экосистемы и присущие им закономерности» составляют задания, направленные на проверку знаний об экологических закономерностях, цепях питания, круговороте веществ в биосфере; умений устанавливать взаимосвязи организмов, человека и окружающей среды; объяснять причины устойчивости, саморегуляции, саморазвития и смены экосистем, необходимость сохранения многообразия видов, защиты окружающей среды как основы устойчивого развития биосферы; анализировать и оценивать глобальные изменения в биосфере.

Значительное место в работе отводится контролю теоретических знаний, общебиологических закономерностей, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. К их числу следует отнести теории: клеточную, хромосомную, эволюционную; законы наследственности и изменчивости; экологические закономерности развития биосферы. Из ос­новной школы проверяется материал о классификации, строении, жизнедеятельности организмов разных царств живой природы, их роли в природе и жизни человека. Кроме того, в тестовых заданиях проверяется материал практического характера, такой как последствия влияния деятельности человека на окружающую среду, соблюдение мер профилактики забо­леваний и правил здорового образа жизни, норм поведения в природе, решение биологических задач и др.

Необходимо отметить, что разные типы заданий проверяют не только овладение выпускниками содержанием курса биологии, но и их биологическую грамотность и компетентность, умения применять полученные знания в новых нестандартных ситуациях, для обоснования опасности глобальных изменений в биосфере, анализа и оценки эволюционной теории, происхождения жизни, человека.
В содержание проверки включены задания, проверяющие информационную компетентность: умения работать с рисунками и текстом, извлекать из них необходимую информацию, находить в тексте ошибки, исправлять их, давать верный ответ.

Содержание проверки не зависит от того, по какой программе и по какому учебнику ве­дется преподавание в школе, так как учебный материал не выходит за пределы требований, предъявляемых к содержанию школьного биологического образования. Каждый вариант работы включает 50 заданий различного уровня сложности: базового — 26, повышенного — 19, высокого — 5. Задания в работе располагаются в порядке нарастания их сложности.

Экзаменационная работа состоит из трех частей.

  • Часть 1 (А) включает 36 заданий с выбором одного верного ответа из четырех, из них 26 — базового и 10 — повышенного уровня. Задания А36 предусматривают выбор верного (неверного) суждения. Они контролируют знания общебиологических закономерностей, умения анализировать, сравнивать и определять правильные суждения. Необходимо иметь в виду, что в задании может быть одно или два верных суждения, или одно или два неверных суждения.
  • Часть 2 (В) — 8 заданий повышенного уровня: 3 — с выбором нескольких верных ответов из шести, 4 — на установление со­ответствия между биологическими объектами, процессами и явлениями, 1 — на определение последовательности явлений и процессов.
  • Часть 3 (С) состоит из 6 заданий со свободным развернутым ответом: 1 — повышенного и 5 — высокого уровня. Все задания части 3 (С) контролируют умения учащихся самостоятельно излагать свои мысли, решать биологические задачи, объяснять факты, использовать их для формулирования вывода, обобщения. В части 3 (С) выделены следующие линии; С1 — практико-ориентированные задания, С2 — задания на работу с текстом или рисунком, СЗ — задания на проверку уровня освоения материала по основной школе, С4 — задания по эволюции и экологии, С5 — решение задач по цитологии, С6 — решение задач по генетике. С 2013 г. в линию заданий С5 включен новый тип задач на определение хромосомного набора в половых и соматических клетках организмов, хромосомного набора и числа молекул ДНК в разных фазах митоза и мейоза.
    В заданиях линии С6 при решении генетических задач требуется объяснить полученные результаты и указать закон, который проявляется в конкретном случае.

Варианты экзаменационной работы эквивалентны по содержанию, видам учебной деятельности, характеру и форме заданий. Каждый вариант отражает содержание всего курса биологии, включает все типы заданий. Равноценность всех вариантов обеспечивается одина­ковым распределением заданий в соответствии с планом экзаменационной работы и статистическими характеристиками заданий.

Система оценивания выполнения отдельных заданий и экзаменационной работы в целом

При оценивании работы, используется цифровая символика. Прежде всего учитывается степень трудности задания.
Верное выполнение каждого из заданий с выбором ответа оценивается в один балл. За правильное выполнение заданий с множественным выбором выставляется два балла. Порядок цифр не важен. Проверяется наличие каждой цифры в ответе тестируемого. Верным считается ответ, в котором есть все цифры из эталона и отсутствуют другие цифры. Пример: Если правильный ответ «235», то ответы «325», «523» и т.п. будут засчитаны верными. 1 балл ставится, если одна из цифр, указанных в ответе, не соответствует эталону; отсутствует одна из цифр, указанных в эталоне ответа; наряду с верными цифрами указана одна лишняя. Во всех других случаях выставляется 0 баллов.
За правильное выполнение заданий на соответствие выставляется два балла. В этом случае порядок цифр имеет принципиальное значение. Если количество цифр в ответе пре­вышает количество цифр в эталоне, то выставляется 0 баллов. Верным считается ответ, полностью соответствующий эталону. 1 балл выставляется, если на любой одной позиции ответа записана не та цифра, которая представлена в эталоне ответа. Во всех других случаях задание оценивается в ноль баллов.
Задания на определение последовательности оцениваются в два балла. Порядок цифр имеет принципиальное значение. Если количество цифр в ответе превышает количество цифр в эталоне, то выставляется 0 баллов. Верным считается ответ, полностью соответствующий эталону. 1 балл ставится, если на любых двух позициях записана не та цифра, которая представлена в эталоне ответа. Во всех других случаях выставляется О баллов.
Ответы на задания части 1 (А) и части 2 (В) автоматически обрабатываются после сканирования бланков ответов №1 и проверяются с помощью компьютера.
Ответы на задания части 3 (С) проверяются экспертной комиссией, в состав которой входят методисты, опытные учителя биологии, преподаватели вузов. Оценка заданий части 3 проводится путем сопоставления работы экзаменуемого с эталоном ответа. При этом учиты­вается правильность ответив (наличие или отсутствие биологических ошибок), их полнота. При выполнении заданий со свободным ответом следует обращать внимание на указания: «Объясните полученные результаты» или «Ответ поясните». Отсутствие пояснений в ответе снижает его качество и соответственно понижает баллы.

Максимальное число баллов за всю работу — 69.

Баллы, которые фиксируются в свидетельстве о результатах ЕГЭ для поступления в ссузы и вузы, подсчитываются по 100-балльной шкале на основе анализа результатов выполнения всех заданий работы.
В свидетельство выставляются результаты ЕГЭ по биологии при условии, если выпускник набрал количество баллов не ниже минимального. В 2014 г. минимальное количество баллов ЕГЭ по биологии составит 36 тестовых, или 17 первичных баллов. Минимальная граница ЕГЭ— минимальное количество баллов, на основании которого принимается решение о выдаче свидетельств.

На выполнение экзаменационной работы отводится 3 часа (180 минут), из которых примерно 1/3 времени — на выполнение первой части работы, 2/3 времени — на выполнение более сложных второй и третьей частей.
Примерное время, отводимое на выполнение отдельных заданий:

  1. для каждого задания части 1 (А) — 1-2 минуты;
  2. для каждого задания части 2 (В) — до 5 минут;
  3. для каждого задания части 3 (С) —- 10-20 минут.

Предлагаемое пособие включает 10 вариантов экзаменационной работы с ответами в формате ЕГЭ по биологии. Работа с вариантами экзаменационных тестовых заданий даст возможность лучше подготовиться школьникам к итоговой аттестации и набрать наибольшее количество баллов на экзамене.

Рекомендации по подготовке к ЕГЭ

Для подготовки к итоговой аттестации в форме Единого государственного экзамена (ЕГЭ) следует ознакомиться с содержанием предстоящей проверки знаний, т.е. перечнем тем, которые включены в измерительные материалы. Это темы: многообразие живых организмов (растения, животные, грибы, бактерии, вирусы), человек и его здоровье, общие биологические закономерности. Необходимо повторить материал, обращая особое внимание на вопросы, вызывающие затруднения. Отметим, что объективную трудность для восприятия пред­ставляют такие темы, как характеристика систематических категорий организмов, нейрогуморальная регуляция и функционирование анализаторов человека, биохимический состав клетки, цитологические основы наследственности и изменчивости.
Для закрепления изученного материала желательно использовать формы тестовых за­даний, предлагающиеся в вариантах ЕГЭ: выбор одного верного ответа, множественный выбор, задания на соответствия и установление последовательности, задания, предусматривающие свободный ответ. Задания ЕГЭ проверяют не только знания, но и умения, сформированные в процессе изучения курса биологии: сравнивать, анализировать, характеризовать, доказывать, выбирать главное и др.
Выполнять тестовые задания можно отдельными линиями или целым вариантом. При этом нужно уложиться в отведенное для экзамена время— три часа. Поэтому следует решать задания последовательно, сосредоточенно вчитываться в текст и давать обдуманный ответ, заносить ответ в бланк в соответствующей форме. Тренировочные варианты окажут помощь в подготовке к предстоящему экзамену.

Скачать книгу
Смотри другие книги и пособия для подготовки к ЕГЭ

В начало страницы